Закрыть поиск

Воссозданный балетный раритет

Самарцы увидели «Павильон Армиды» в постановке образца столетней давности
После многочисленных пресс-конференций, громких заявлений и рекламы поклонники классической хореографии 20 октября наконец смогли попасть на лучший спектакль Серебряного века. Как и было обещано, главным зрелищным сюрпризом стали реконструированные историком моды и художником-постановщиком Александром Васильевым декорации и костюмы, которые в 1907 году создал Александр Бенуа
.

Илья Поляков
"Самарская газета" 25.10.2012

Костюмы и правда смотрелись сказочно. Словно фарфоровые статуэтки, танцовщики порхали по сцене, разыгрывая мистическую историю. Встреча в старом замке молодого виконта с привидением красавицы была наполнена комическими сценами. То юркие ведьмы в пестрых нарядах наводили морок на главного героя. То нелепый маркиз, хозяин замка, смешно припрыгивая от хромоты, вступал с ними в перепалку. Марокканские арапчата угрожающе выплясывали, словно заводные механические куклы. Рыцарь, кажется, действительно был облачен в тяжелые металлические доспехи и выглядел очень воинственно. Хотя на легкости движения артиста это не сказалось. Но вершиной дизайнерского искусства оказалось платье главной героини. Костюм, похожий на парадное платье русской императрицы, весь сиял, словно драгоценность. Дух рококо был передан во всей полноте.

Александр Васильев работал над постановкой более года. Очень долго собирал исторический материал, искал ткани и аксессуары для отделки. Что-то нашел здесь, в Самаре, что-то в Париже. Можно сказать, что спектакль собран по всему миру. Но шились костюмы в самарских мастерских. Уникальные наряды потребовали и переосмысления танца. Ведь за вековой период хореографическая техника развивалась. Сегодня балетные движения - более раскрепощенные и эмоции передаются более откровенно. Чтобы передать дух эпохи «балетов Дягилева», самарские артисты были сдержаннее и делали упор на отточенности па. На самом деле «Павильон Армиды» на самарской сцене зритель увидел еще в 1999 году в редакции народного артиста СССР Никиты Долгушина. Но нынешняя премьера характерна именно своей дотошностью в реконструкции изначального замысла авторов балета. И прежде всего в живописной его части. Декорации, не отличаясь оригинальностью конструкции, хороши тем, что передают мистические настроения сразу двух эпох, отсылая и к «гофмановской» эстетике, и к традициям Серебряного века. По сути дела и костюмы интересны не только как часть спектакля, но и как результат
кропотливого музейного и архивного исследования. Для тех, кто только знакомится с балетным искусством, «Павильон Армиды» покажется довольно легкой сказкой смешанной эстетики. А вот знатоки получат настоящее удовольствие, увидев наконец костюмы, подобные тем, в которых танцевали легендарные Вацлав Нижинский и Анна Павлова. До самарской премьеры о них можно было только прочитать в мемуарах современников.

- Премьера более чем удалась! Я уверен, что это балет мирового уровня! Самарскую труппу с радостью примут в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Это встреча со старинным, давно забытым, но легендарным балетом. Ценители будут в восторге. Таких проектов нужно больше. И не важно, что это трудно. Я всегда готов помогать. Жалко, что некоторые театры на реконструкции идут неохотно, - поделился своим мнением Александр Васильев.

Источник
Написать нам