Закрыть поиск

В театре оперы и балета состоялась премьера «Сказки о царе Салтане»

 Aвтор: Татьяна БОГОМОЛОВА
Фото: Юлия РУБЦОВА, Андрей САВЕЛЬЕВ
"Волжская  коммуна", 24.06.2013
 
В Самарском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Далеко не детское музыкальное произведение со сложными вокальными партиями постановщики отредактировали для детской публики.

Самарская версия сказки
Приступая к работе над новой постановкой, художественный руководитель театра и главный дирижер Александр Анисимов высказался, что если уж ставить сказку в академическом театре, то это должна быть не оперетта, не мюзикл, а серьезная классика. Римский-Корсаков считается первооткрывателем жанра русской сказочной оперы. Из пятнадцати опер, созданных композитором, четыре – это сказки: «Снегурочка», «Кащей Бессмертный», «Золотой Петушок». Что касается «Сказки о царе Салтане», это сложное музыкальное произведение писалось для Императорского – Мариинского театра и адресовалась публике, которая внимала «Пиковой даме», операм «Садко» и «Псковитянка», а вовсе не детям.
Рассчитывая на аудиторию всех возрастов, включая детей, постановщики сократили оперу с четырех до двух действий с прологом, обе части идут примерно по 45 минут. Режиссер-постановщик Иван Фадеев (Москва), приступая к работе, предположил, что новую постановку правильнее будет назвать дивертисментом. И еще - в Самарском театре постарались уделить особое внимание сказочности и чудесам. Театр заказал ЗD-проекции, чтобы и шмель летал, и бочка с кручи падала, и лебедь белая плыла.

Мультфильм на радость детям

Самарский театр не в первый раз обращается к «Сказке о царе Салтане» - это уже пятая постановка. Как написано в буклете, приуроченная к 80-летию первой постановки оперы на самарской сцене.
Как только открывается занавес, зритель видит перед собой небольшой помост, лесенки, ведущие к нему, и полукруглый экран во всю сцену, цель которого заменить собой декорации, создать эффект не условности, а реальности (потому что 3D) происходящего и подарить нам ощущение сказки. Во время исполнения увертюры оркестром огромные снежинки вертятся на экране, рассыпаются в множество маленьких, потом в снегопад, из которого появляется заснеженный городок, почему-то по очертаниям напоминающий западноевропейский. И дети, которых пришло на спектакль довольно много, уже начинают думать, что покажут мультик.
Проекции напоминает графику столь популярных сейчас мультфильмов о русских богатырях, а потому создается впечатление, что мы это где-то видели. Град царя Салтана показан и в разрезе, и с высоты птичьего полета, окруженный морем-океаном, а во время некоторых сцен на заднике идет дождь, колышутся деревья и плывут облака. Один минус - во время зрелищного видео музыка отодвигается на второй план, перестает быть главенствующей в опере, превращаясь скорее в фон.

При чем здесь белки?

Насколько удачно или неудачно удалась редакция оперы, судить музыковедам. Кто-то скажет, что сценическая версия самарского театра сумбурна и скомкана, кого-то удовлетворит представленный вариант. Арии, которые остались после редактирования, исполняются солистами, как всегда, профессионально. Нельзя не отметить Ирину Крикунову (Милитриса), Ирину Янцеву (Царевна Лебедь), и в то же время не покидает ощущение, что все происходящее - это ряд концертных номеров, ну да, как и обещал Иван Фадеев, дивертисмент - увеселительная программа. Пожалуй, только ткачиха с поварихой Наталья Дикусарова и Наталья Бондарева – составили живой комический дуэт, да в царе Салтане (Андрей Антонов) читался характер.
Гвидон же - Дмитрий Крыжский - удивил своей условностью. Режиссер и художник - Виктор Герасименко (Москва) - не позаботились о внешности главного героя. Статная фигура солиста в ядовито-зеленых чулочках, в зеленых сапожках и сиреневом кафтане с зеленым воротом смотрелась нелепо. На протяжении спектакля не покидала надежда, что вот-вот переоденут царевича во что-то достойное. Но нет - в чем родился, в том и женился. Что касается костюмов артистов хора, то они, как и Гвидон, вынуждены были пребывать в одном и том же платье как в царстве славного Салтана, так и на острове Буяне. Правда, у жителей острова появлялась на голове шляпка, украшенная цветами, отчего следовал вывод - действие происходит где-то на Гавайях. Либо вообще в фантазиях самого Гвидона, в пользу последней версии - три огромные пушистые белки с диснеевскими мордами (ростовые куклы), появившиеся невесть откуда на острове Буяне вместе с Гвидоном и его матушкой. На протяжении всего второго акта белки вели себя совершенно развязно: ходили по сцене, кривлялись, во время исполнения арий занимались своими беличьими делами – чесали лапами нос, виляли хвостами и в итоге, конечно, получили больше всего оваций у публики.
Ироническая условность сказки действительно была усилена, как и было обещано в буклете...

Ольга Рыбакова, министр кульутры Самарской области:

- В Самарской губернии правительство выделяет серьезные средства на развитие культуры, в том числе и на новые театральные постановки. Сегодняшняя премьера стала уже седьмой за последний год в Самарском академическом театре оперы и балета. И нам есть чем гордиться. На премьеру оперы «Сказка о царе Салтане», несмотря на то что это вечерний спектакль, пришло много детей, потому что новая оперная постановка предполагает семейный просмотр. И это замечательно, у родителей в этом случае появляется прекрасная возможность не только насладиться великолепной музыкой, но и приобщить детей к оперному искусству.

Иван Фадеев, режиссер, балетмейстер Московского театра «Новая опера» имени Евгения Колобова:

- С труппой Самарского театра я работаю уже второй раз. Несколько лет назад я ставил «Свадебку» Стравинского, но это был балет, сейчас — опера. Со многими артистами мне пришлось работать впервые. Что касается спектакля, то в целом я увидел тот результат, которого и добивался. Среди моих работ именно в оперном жанре музыкальное действо «Bravissimo!», музыкальное приношение «Мария Каллас», опера «Снегурочка», спектакль «Руслан и Людмила», «Золушка». Я не анализировал, но складывается так, что большая часть мной поставленного - это именно сказочные спектакли.


 
 
Написать нам