Закрыть поиск

В Самаре пройдет весенний оперный фестиваль «Лики любви»

 "Волжская коммуна"
18.02.2014
Татьяна Богомолова, фото: Игорь Казановский
 
В Самарском академическом театре оперы и балета нынешней весной уже в одиннадцатый раз пройдет традиционный весенний фестиваль оперного искусства. Посвященный теме любви в оперном искусстве, фестиваль пройдет под названием «Лики любви».

Сюрпризы весеннего оперного
Весенний оперный фестиваль несмотря на то, что традиционный, всякий раз несет в себе интригу, и зритель вправе ожидать от него сюрпризов. Это в отличие от другого оперного фестиваля - басового, который также проходит в Самарском академическом театре оперы и балета уже не первый год. Основными гостями «Басов XXI века» являются представители сильной половины человечества и, конечно, оперной сцены — обладатели низкого регистра. Звезд оперной сцены публика всегда ждет с нетерпением, многих знает по именам. И всегда рада новому гостю.

Весенний фестиваль оперного искусства более открыт и свободен в выборе репертуара. Из года в год меняется и его тема. Весна 2012 года была посвящена творчеству Ирины Архиповой. Великая русская певица не раз приезжала в наш город, выступала в спектаклях Оперного, пела на сцене филармонии и привозила молодежь на фестиваль. Ирина Архипова была известна поддержкой перспективных талантов и, выстраивая программу 2012 года, самарский театр постарался остаться верным ее принципам. Тогда в концертах и спектаклях приняли участие как молодые вокалисты, так и прославленные мастера сцены. Сюрпризом фестиваля стал молодой бас Андрей Архипов, внук Ирины Константиновны. В заключительном концерте «La Passione d’Amore» («Страсть любви») выступил народный артист СССР Владислав Пьявко. В рамках фестиваля были представлены оперы «Князь Игорь», «Мадам Баттерфляй», «Царская невеста» и «Риголетто».
200-летие со дня рождения великого итальянского композитора Джузеппе Верди, которое праздновала в 2013 году вся музыкальная общественность, также нашло отражение и в оперном самарском фестивале. В прошлом году были представлены три вердиевские оперы «Травиата», «Риголетто» и премьерная «Аида». В самарских постановках главные партии исполнили солисты ведущих российских театров — Государственного академического Большого театра России, Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, музыкального театра «Геликон-опера», Мариинского театра. В рамках же фестиваля состоялись и гастроли московского театра «Новая опера» имени Колобова, который привез в Самару премьерный спектакль - оперу «Трубадур». Что, конечно, также можно считать большим подарком и сюрпризом для любителей оперного искусства.

Никуда без любви
Весенний оперный фестиваль нынешнего года Самарский академический театр оперы и балета решил посвятить теме любви. «За 400 лет существования жанра оперы композиторы и либреттисты по-разному выстраивали отношения оперных влюбленных. У композиторов-романтиков любовь часто соединена со смертью, с разлукой. Печальны судьбы героев опер Верди, Пуччини, Чайковского. Татьяна и Онегин обречены на одиночество. Ленский гибнет, убитый на дуэли. Аида и Радамес находят свою смерть, замурованные в подземелье храма. В опере Пуччини погибает и главная героиня - Флория Тоска, и ее возлюбленный Каварадосси», - пишет театр в анонсе нового фестиваля.
«Оперный фестиваль как раз и должен быть связан с темой любви, - говорит завлит самарского театра Наталья Эскина, - почти любая опера содержит в себе либо любовную историю, либо какое-то зерно, связанное с любовными переживаниями. Если композитор не вписывает в произведение женских персонажей, то опере не гарантирован успех. Вот и «Бориса Годунова» не принимала дирекция императорских театров, от Мусоргского потребовали, чтобы он приписал в оперу любовную сцену, после чего и появился женский персонаж Марина Мнишек и весь этот польский акт».
Во время весеннего фестиваля «Лики любви», который пройдет с 28 марта по 6 апреля, будут представлены три оперы и Гала-концерт. Премьерная «Флория Тоска» будет показана 2 апреля, опера «Евгений Онегин» - 5 апреля, и Гала-концерт с участием гостей фестиваля, солистов ведущих российских и зарубежных театров состоится 6 апреля. Откроется фестиваль 28 марта оперой «Аида» в постановке режиссера Юрия Александрова.

В главных партиях выступят...

В этот день партию Радамеса — начальника дворцовой стражи и одного из главных героев оперы исполнит солист Государственного академического Мариинского театра, заслуженный артист России, народный артист Татарстана Ахмед Агади. Что примечательно, на прошлом оперном фестивале «Два века с Верди» Ахмед Агади уже выступил в самарской постановке в этой же роли с большим успехом. В партии Амнерис — дочери царя Египта в этот день выступит приглашенная солистка Государственного академического Большого театра России, заслуженная артистка России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат международных конкурсов Ирина Макарова. В партии Амонасро — отца Аиды самарская публика услышит солиста Немецкой оперы на Рейне (Германия), приглашенного солиста Государственного академического Большого театра России, лауреата международных конкурсов Бориса Стаценко. В репертуаре певца более 50 русских, немецких, итальянских опер, Онегин, Елецкий, Роберт в операх Чайковского, «Бал-маскарад», «Набукко», «Стиффелио», «Трубадур», «Эрнани» у Верди, баритоновый репертуар в операх Вагнера. В 2006 году по приглашению Ростроповича он исполнил партию Наполеона в опере Прокофьева «Война и мир» в Большом театре и был номинирован на «Золотую маску». Борис Стаценко уже не в первый раз принимает участие в оперном весеннем фестивале, в частности самарская публика могла его слышать в партии Риголетто в одноименной опере. Также в опере «Травиата», которой и открывался Международный оперный фестиваль в прошлом году, Борис Стаценко исполнил партию Жоржа Жермона.
Несмотря на меняющуюся тематику, основная идея весеннего оперного фестиваля, впрочем, как и многих других фестивалей - это, конечно же, возможность насладиться хорошей музыкой и искусством исполнителей. И театр ежегодно предоставляет такую возможность самарской публике.


Наталья Эскина, заведующая литеартурно-музыкальной частью Самарского академического театра оперы и балета:
- Название фестиваля указывает на то, что в основе любого оперного сюжета лежит тема любви. Тем более это относится к операм композиторов романтического XIX века, которые входят в программу нашего фестиваля. Правда, любовь в операх композиторов-романтиков как правило трагическая. Аида и Радамес оказываются замурованными в подземелье. Не находят счастья Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Фестиваль наш тематический, и в этом году он связан с темой любви, но все же главное — это возможность насладиться хорошей музыкой и идеальным исполнением.






Георгий Шагалов, солист Самарского академического театра оперы и балета:

- Радует, что фестивальная практика, распространенная в Европе, приживается и у нас. Фестивальные спектакли и гала-концерт всегда подразумевают серию вечеров, объединенных одной темой, и это яркое театральное событие, как правило, привлекает публику. Вообще в фестивальных спектаклях всегда присутствует атмосфера праздника, и приглашенные солисты, и мы работаем с большим удовольствием, хотя выход на сцену для артиста всегда праздник. Тем не менее фестиваль - это особая радость. А любовь - это одни из краеугольных камней практически всех оперных произведений. Сложнее назвать оперу, в которой ее нет.
 
Написать нам