Закрыть поиск

Русская песня – душа России



3 ноября в 19:00 на Малой сцене состоится концерт хора Самарского академического театра оперы и балета «Русская песня – душа России». В программе концерта - русские народные песни, песни о войне, произведения из вокальных циклов Георгия Свиридова. Билеты продаются только в кассе театра по адресу пл.Куйбышева, 1.

Исполнители:
Хор Самарского академического театра оперы и балета. Главный хормейстер Самарского академического театра оперы и балета – Ольга САФРОНОВА.
Хормейстеры – Константин САЙДАКОВ, Элиана СМАЧНАЯ.
Концертмейстер – лауреат всероссийского конкурса Ольга ДАРВИНА (фортепиано).
Поэтическое слово – Ирина ЦЫГАНОВА.
Режиссер – Марина МОНАСТЫРСКАЯ

Народная мудрость гласит: – «В русской песне живет душа русского народа». Когда мы слышим интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира, духовного единения. Она является свидетелем исторических событий, хранительницей народной памяти. В ней есть и стремление к святости, в ней заложены и душевные волнения, и патриотические устремления. Русская песня – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца, уникальный самобытный памятник культуры.

3 ноября на Малой сцене Самарского академического театра оперы и балета хор выступит в качестве основного участника и представит программу русских народных песен («Ах ты, степь широкая», «То не ветер ветку клонит», «Коробейники» и др.), песен отечественных композиторов К. Молчанова, А. Эшпая, В. Соловьева-Седого, а также произведения Г. Свиридова (из цикла «Памяти Сергея Есенина» и «Весенней кантаты»).

В 2015 году исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного композитора – Георгия Свиридова. Творчество Свиридова, как творчество любого подлинного художника, несет в себе некую тайну. Эта тайна – не для разгадывания, а для вслушивания, для бережного сохранения ее хрупкой неприкосновенности. Мир вокальной музыки Георгия Свиридова безбрежен. Он включает в себя несколько самостоятельных поэтических миров. Назовем хотя бы некоторые из них: Пушкин, Блок, Есенин, Маяковский, Пастернак. За всем массивом вокальных сочинений Свиридова стоит одна из кардинальных проблем музыкального искусства как такового и свиридовского творчества в частности: проблема музыки и слова, композитора и поэта. Свиридов нашел свой путь в решении этой проблемы. В его вокальных сочинениях происходит некоторое важное структурное событие: мелодическая и ритмическая линия настолько тесно сплетается с ритмической и метрической жизнью стиха, что порой создается впечатление: именно с этой музыкой рождается стихотворение. «Манера работы со словом, сам "тип" вдохновения связывает Свиридова с шубертовской линией в эволюции вокальной музыки. Если пытаться определить позицию Свиридова в истории музыки, то, как нам кажется, не будет большой натяжкой говорить о нем как "русском Шуберте ХХ века" (М. Аркадьев).

"Поэма памяти Сергея Есенина" (1956) – событие, масштаб которого трудно переоценить. В своей лирической вселенной Свиридов выявляет мистико-космический смысл есенинской поэтики. В свиридовском творчестве мы встречаемся с редчайшей вещью: соединением пронзительного и тонкого лирического дара с переживанием и воплощением огромности и эпической мощи "российского Космоса". «Весенняя кантата» (1972) написана на стихи Н. Некрасова. Она полна невесомой одухотворенности и возвышенности, наполнена музыкой легкой и свежей, как весенняя капель.

Музыка Георгия Свиридова запоминается сразу. Она наполнена национальным колоритом песенных мелодий, яркими оркестровыми приёмами, при этом весьма строга в отборе выразительных средств. Но в истории русской музыкальной культуры Георгий Свиридов запомнится как создатель особого жанра, который сам композитор называл «музыкальной иллюстрацией». Свиридов утверждал, что не знает – как рождается музыка. Композитор считал, что это чудо, а способность писать музыку называл даром от Бога. Георгий Васильевич всю жизнь испытывал потребность записывать свои мысли. При этом его дневники наполнены короткими заметками, Свиридов всегда выражал мысли и чувства ёмко и лаконично, вплоть до одного предложения или короткого афоризма. По такому же принципу он писал и музыку. И если мы взглянем на его творчество, то убедимся, что большинство композиций состоят из простых форм. Свиридов объяснял это тем, что русское искусство (и музыка, в том числе) должно быть простым, поскольку считал его христианским. По мнению композитора, музыка должна стремиться к простоте Христа, и никакая двойственность не способна украсить творчество.

Хор Самарского академического театра оперы и балета является неотъемлемой частью большинства спектаклей театра (опер и оперетт), фестивалей и концертных программ. Коллективу хора присуще владение разными музыкальными стилями, сценическим мастерством. Компактное, слитное, темброво-выровненное звучание хора обеспечено наличием в нем большого количества молодых артистов с хорошей профессиональной подготовкой. Хор обладает своим лицом, участвует в творческих экспериментах театра, глубоко чтит традиции отечественной хоровой исполнительской школы. Традиции эти в немалой степени зависят от работы одаренных, высокопрофессиональных хормейстеров. Последние сорок лет были одним из самых плодотворных периодов в работе хора. Главным хормейстером с начала 1970-х годов была заслуженный деятель искусств России Валерия НАВРОТСКАЯ. С 2014 года главным хормейстером Самарского академического театра оперы и балета является Ольга САФРОНОВА. Под ее руководством хор принял участие в постановках опер Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», П. Чайковского «Пиковая дама», Дж. Пуччини «Тоска» и двух концертных программах «Маэстро Александр Анисимов приглашает».

Программа концерта:
1. Русская народная песня «Ах ты, степь широкая»
2. Русская народная песня «То не ветер ветку клонит»
3. Русская народная песня «Коробейники»
4. Русская народная песня «Ничто в полюшке»
5. П.И. Чайковский «Соловушка»
6. П.И. Чайковский. Стихи М. Лермонтова. «Утес» 
7. К. Молчанов. Стихи Н. Заболоцкого.  «В этой роще березовой». Переложение для хора О. Сафроновой
8. А. Эшпай. Стихи В. Карпенко. «Песня о криницах» из кинофильма «Криницы» 
9. В. Соловьев-Седой. Стихи А. Фатьянова. «На солнечной поляночке»
10. Музыка неизвестного автора. Стихи М. Исаковского. «Огонек». Обработка С. Грибкова 
11. В. Гевиксман. Стихи Г. Фере. «Березовые сны» из киноэпопеи «Великая Отечественная»
12. Г. Свиридов. Стихи С. Есенина. «Поет зима – аукает» из «Поэмы памяти Сергея Есенина»
13. Г. Свиридов. «Весенний зачин» из «Весенней кантаты»
14. Г. Свиридов. Стихи Н. Некрасова. «Песня» из «Весенней кантаты» 
15. Г. Свиридов. Стихи А. Блока. «У берега зеленого» из кантаты «Ночные облака»
16. Г. Свиридов. Стихи Н. Некрасова. «Матушка Русь» из «Весенней кантаты»
 БИЛЕТЫ ТОЛЬКО В КАССЕ ТЕАТРА
СПРАВКИ
 ПО ТЕЛЕФОНУ 332-25-09
Язык: Русский
Название: Русская песня – душа России
Продолжительность: 1 час 30 мин
Количество действий: 1
Дата премьеры: 03 ноября 2015
Возраст: 6+


3 ноября в 19:00 на Малой сцене состоится концерт хора Самарского академического театра оперы и балета «Русская песня – душа России». В программе концерта - русские народные песни, песни о войне, произведения из вокальных циклов Георгия Свиридова. Билеты продаются только в кассе театра по адресу пл.Куйбышева, 1.

Исполнители:
Хор Самарского академического театра оперы и балета. Главный хормейстер Самарского академического театра оперы и балета – Ольга САФРОНОВА.
Хормейстеры – Константин САЙДАКОВ, Элиана СМАЧНАЯ.
Концертмейстер – лауреат всероссийского конкурса Ольга ДАРВИНА (фортепиано).
Поэтическое слово – Ирина ЦЫГАНОВА.
Режиссер – Марина МОНАСТЫРСКАЯ

Народная мудрость гласит: – «В русской песне живет душа русского народа». Когда мы слышим интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира, духовного единения. Она является свидетелем исторических событий, хранительницей народной памяти. В ней есть и стремление к святости, в ней заложены и душевные волнения, и патриотические устремления. Русская песня – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца, уникальный самобытный памятник культуры.

3 ноября на Малой сцене Самарского академического театра оперы и балета хор выступит в качестве основного участника и представит программу русских народных песен («Ах ты, степь широкая», «То не ветер ветку клонит», «Коробейники» и др.), песен отечественных композиторов К. Молчанова, А. Эшпая, В. Соловьева-Седого, а также произведения Г. Свиридова (из цикла «Памяти Сергея Есенина» и «Весенней кантаты»).

В 2015 году исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного композитора – Георгия Свиридова. Творчество Свиридова, как творчество любого подлинного художника, несет в себе некую тайну. Эта тайна – не для разгадывания, а для вслушивания, для бережного сохранения ее хрупкой неприкосновенности. Мир вокальной музыки Георгия Свиридова безбрежен. Он включает в себя несколько самостоятельных поэтических миров. Назовем хотя бы некоторые из них: Пушкин, Блок, Есенин, Маяковский, Пастернак. За всем массивом вокальных сочинений Свиридова стоит одна из кардинальных проблем музыкального искусства как такового и свиридовского творчества в частности: проблема музыки и слова, композитора и поэта. Свиридов нашел свой путь в решении этой проблемы. В его вокальных сочинениях происходит некоторое важное структурное событие: мелодическая и ритмическая линия настолько тесно сплетается с ритмической и метрической жизнью стиха, что порой создается впечатление: именно с этой музыкой рождается стихотворение. «Манера работы со словом, сам "тип" вдохновения связывает Свиридова с шубертовской линией в эволюции вокальной музыки. Если пытаться определить позицию Свиридова в истории музыки, то, как нам кажется, не будет большой натяжкой говорить о нем как "русском Шуберте ХХ века" (М. Аркадьев).

"Поэма памяти Сергея Есенина" (1956) – событие, масштаб которого трудно переоценить. В своей лирической вселенной Свиридов выявляет мистико-космический смысл есенинской поэтики. В свиридовском творчестве мы встречаемся с редчайшей вещью: соединением пронзительного и тонкого лирического дара с переживанием и воплощением огромности и эпической мощи "российского Космоса". «Весенняя кантата» (1972) написана на стихи Н. Некрасова. Она полна невесомой одухотворенности и возвышенности, наполнена музыкой легкой и свежей, как весенняя капель.

Музыка Георгия Свиридова запоминается сразу. Она наполнена национальным колоритом песенных мелодий, яркими оркестровыми приёмами, при этом весьма строга в отборе выразительных средств. Но в истории русской музыкальной культуры Георгий Свиридов запомнится как создатель особого жанра, который сам композитор называл «музыкальной иллюстрацией». Свиридов утверждал, что не знает – как рождается музыка. Композитор считал, что это чудо, а способность писать музыку называл даром от Бога. Георгий Васильевич всю жизнь испытывал потребность записывать свои мысли. При этом его дневники наполнены короткими заметками, Свиридов всегда выражал мысли и чувства ёмко и лаконично, вплоть до одного предложения или короткого афоризма. По такому же принципу он писал и музыку. И если мы взглянем на его творчество, то убедимся, что большинство композиций состоят из простых форм. Свиридов объяснял это тем, что русское искусство (и музыка, в том числе) должно быть простым, поскольку считал его христианским. По мнению композитора, музыка должна стремиться к простоте Христа, и никакая двойственность не способна украсить творчество.

Хор Самарского академического театра оперы и балета является неотъемлемой частью большинства спектаклей театра (опер и оперетт), фестивалей и концертных программ. Коллективу хора присуще владение разными музыкальными стилями, сценическим мастерством. Компактное, слитное, темброво-выровненное звучание хора обеспечено наличием в нем большого количества молодых артистов с хорошей профессиональной подготовкой. Хор обладает своим лицом, участвует в творческих экспериментах театра, глубоко чтит традиции отечественной хоровой исполнительской школы. Традиции эти в немалой степени зависят от работы одаренных, высокопрофессиональных хормейстеров. Последние сорок лет были одним из самых плодотворных периодов в работе хора. Главным хормейстером с начала 1970-х годов была заслуженный деятель искусств России Валерия НАВРОТСКАЯ. С 2014 года главным хормейстером Самарского академического театра оперы и балета является Ольга САФРОНОВА. Под ее руководством хор принял участие в постановках опер Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», П. Чайковского «Пиковая дама», Дж. Пуччини «Тоска» и двух концертных программах «Маэстро Александр Анисимов приглашает».

Программа концерта:
1. Русская народная песня «Ах ты, степь широкая»
2. Русская народная песня «То не ветер ветку клонит»
3. Русская народная песня «Коробейники»
4. Русская народная песня «Ничто в полюшке»
5. П.И. Чайковский «Соловушка»
6. П.И. Чайковский. Стихи М. Лермонтова. «Утес» 
7. К. Молчанов. Стихи Н. Заболоцкого.  «В этой роще березовой». Переложение для хора О. Сафроновой
8. А. Эшпай. Стихи В. Карпенко. «Песня о криницах» из кинофильма «Криницы» 
9. В. Соловьев-Седой. Стихи А. Фатьянова. «На солнечной поляночке»
10. Музыка неизвестного автора. Стихи М. Исаковского. «Огонек». Обработка С. Грибкова 
11. В. Гевиксман. Стихи Г. Фере. «Березовые сны» из киноэпопеи «Великая Отечественная»
12. Г. Свиридов. Стихи С. Есенина. «Поет зима – аукает» из «Поэмы памяти Сергея Есенина»
13. Г. Свиридов. «Весенний зачин» из «Весенней кантаты»
14. Г. Свиридов. Стихи Н. Некрасова. «Песня» из «Весенней кантаты» 
15. Г. Свиридов. Стихи А. Блока. «У берега зеленого» из кантаты «Ночные облака»
16. Г. Свиридов. Стихи Н. Некрасова. «Матушка Русь» из «Весенней кантаты»
 БИЛЕТЫ ТОЛЬКО В КАССЕ ТЕАТРА
СПРАВКИ
 ПО ТЕЛЕФОНУ 332-25-09
Написать нам