Закрыть поиск

Концерт хора musicAeterna под управлением Виталия Полонского



Виталий Полонский

Окончил Новосибирскую консерваторию им. М. И. Глинки. С 2003 года работает с дирижером Теодором Курентзисом.
Хормейстер постановщик опер В.А, Моцарта, Г. Перселла, Ж. Оффенбаха, А. Бородина, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Ж.-Б. Люлли, А. Онеггера, Г. Доницетти в Пермской опере, в том числе мировые премьеры сочинений А. Сюмака, Ф. Эрсана, Д. Курляндского.
Под руководством Виталия Полонского коллектив регулярно исполняет сольные программы в России и за рубежом. Гастрольная карта хора охватывает Москву, Санкт-Петербург, Берлин, Афины, Париж, Лиссабон, Гамбург, Феррару, Мюнхен, Кёльн, Краков. В 2015 году хор выступил на фестивале в Экс-ан-Провансе, в 2016-м — на фестивале RUHRtriennale в Бохуме. С 2017 года — ежегодный участник Зальцбургского фестиваля («Дон Жуан», «Идоменей» и «Милосердие Тита» Моцарта, Девятая симфония Бетховена под управлением Теодора Курентзиса). В 2018-м хор musicAeterna стал лауреатом премий Opera Awards, Casta Diva и «Золотая Маска».


Хор musicAeterna


Был основан Теодором Курентзисом в Новосибирске в 2004 году. С 2011-го по 2019-й был частью труппы Пермского театра оперы и балета. В 2018 году стал лауреатом международной премии Opera Awards.
В репертуаре – работы европейских и русских композиторов XI–XXI веков. В Перми хор musicAeterna участвовал в премьерах оперных постановок, выступал с мировыми премьерами написанных специально для него сочинений: «Носферату» Д. Курляндского, «Tristia» Ф. Эрсана, «Cantos» А. Сюмака. В Петербурге хор сотрудничает с резидентами musicAeterna композиторами А. Ретинским и А. Мустукисом.
С 2012 musicAeterna имеет эксклюзивный контракт с лейблом Sony Classical. Релизы включают в себя трилогию Моцарта-да Понте, «Свадебку» И. Стравинского, видеозапись «Indian queen» Г. Пёрселла в постановке П. Селларса. Записи отмечены наградами Preis der deutschen Schallplattenkritik, «Лучшая запись года» от ECHO Klassik и Opernwelt.
Коллектив сотрудничает работает с такими приглашенными дирижерами, как Венсан Дюместр, Андрес Мустонен, Пол Хиллиер и другими. Хор выступает на лучших концертных сценах мира: от Лиссабона до Москвы, от Афин до Гамбурга. Регулярно принимает участие в фестивалях в Зальцбурге и Экс-ан-Провансе. Осенью 2019 года musicAeterna впервые выступил в США, где исполнил «Реквием» Верди в The Shed (Нью-Йорк).

В программе:

Дмитрий Шостакович
Десять поэм на стихи революционных поэтов (1951, op. 88)

Франк Мартен (1890-1974)
Месса для двойного хора (1926)

Гоффредо Петрасси (1904-2003)
"Nonsense"для смешанного хора на стихи Эдварда Лира (1952)

Дьёрдь Лигети (1923-2006)
"Nonsense madrigals " для мужских голосов (1993)

Алексей Сюмак
"1948" (мировая премьера!)

Наряду с ораторией «Песнь о лесах» и кантатой «Над Родиной нашей солнце сияет», «Десять поэм на стихи революционных поэтов» принесли композитору индульгенцию после сокрушительного постановления 1948 года. 10 октября 1951 года в переполненном зале Большой Московской консерватории хоровые поэмы с большим успехом были впервые представлены Государственным хором русской песни под управлением Александра Свешникова, а в 1952 году Шостакович получил за них Сталинскую премию. Созданные в марте 1951 года «Десять поэм на стихи революционных поэтов» для хора a cappella принято считать сочинением компромиссным. Но эзопов язык, к которому Шостакович прибегал на протяжении всей своей творческой деятельности, присутствует и в этом формально благонадежном с точки зрения советской идеологии произведении. Прежде всего, показателен сам выбор текстов. Имена поэтов-любителей рубежа XIX – XX вв. Леонида Радина, Аркадия Коца, Евгения Тарасова, Алексея Гмырева и Владимира Тан-Богораза практически ничего не говорили слушателям середины XX века, так же как они ничего не говорят современному человеку. Очевидно, что это была некая ширма, пользуясь которой, композитор мог отчасти выразить то, что накипело у него самого на душе. Опубликовавший ряд писем Шостаковича Исаак Гликман даже связывает восьмую поэму «Они победили» с колоссальным давлением со стороны партийной верхушки, которое приходилось выдерживать композитору. В 1997 году на страницах журнала «Музыкальная академия» Александр Тевосян приводит достаточно убедительную гипотезу, согласно которой хоровые поэмы Шостаковича являются продолжением русской религиозной хоровой традиции, вынужденной в XX веке переориентироваться на другие тексты. Хоры Шостаковича неожиданно обнаруживают сходство с рядом смысловых моментов Всенощного бдения. Первый номер «Смелей, друзья, вперед идем» можно уподобить «Приидите поклонимся», второй «Один из многих» – воспоминанию о Страшном суде, а финальную «Песню» – «Взбранной воеводе победительная». Утверждать, что Шостакович сознательно заложил религиозные параллели, было бы неверно, но можно говорить о подспудном влиянии русской духовной музыки, которую Шостакович, конечно же, знал.

Композитор и пианист Франк Мартен – один из самых известных швейцарских музыкантов XX века. Будучи сыном кальвинистского пастыря, Мартен всю жизнь придерживался своего кредо: творец должен формировать не только художественную, но и духовную культуру личности. «Истинное назначение художника – дарить другим людям мир и согласие; воспитывать чувство красоты». Франк Мартен был сторонником теории додекафонии Арнольда Шенберга и теории ритма Жака Далькроза. «Месса для двойного хора» же принадлежит к числу ранних «неоклассических» сочинений Мартена. Оно было написано в 1922 году, отредактировано в 1926-м, но впервые исполнено только в 1961-м, после настойчивых уговоров Франца Бруннерта, директора гамбургского певческого общества Бугенхаген. Причиной этому была позиция композитора: он считал, что «выражение религиозных чувств должно оставаться тайным и скрытым от общественного мнения». Двойной хор в мессе вдохновлен аналогичными хорами из «Страстей по Матфею» И.С. Баха, ставших для Мартена одним из сильнейших потрясений детства, – будущий композитор не только слушал эту музыку, но и участвовал в ее исполнении, что усилило произведенный эффект. В своей написанной в начале 20-х годов по-классически стройной и прозрачной мессе Мартен уже предвосхищает такие религиозные опусы середины XX века, как «Месса» Ф. Пуленка и «Месса для смешанного хора и двойного квинтета духовых» И.Ф. Стравинского.

Гоффредо Петрасси – один из самых ярких и значительных итальянских композиторов XX века. В своем творчестве использовал разные композиторские техники: придерживаясь изначально эстетики неоклассицизма, постепенно отошел в сторону более радикального музыкального языка. Шесть хоровых миниатюр Петрасси «Нонсенсы» на лимерики английского поэта-абсурдиста Эдварда Лира – один из ярких примеров эксцентрики в музыке XX века. За внешне юмористическими текстами про «даму с растущим носом», «старика с флейтой» скрыты мысли о человеческом одиночестве и абсурдности многих происходящих событий.

Сочиненные в конце 80-х – начале 90-х годов «Нонсенс мадригалы» венгерского композитора Дьердя Лигети были посвящены известному британскому вокальному ансамблю The King’s Singers. Выбрав ряд английских текстов XIX века (поэтические строки из «Алисы в Стране чудес» Кэрролла, стихотворения Уильяма Брайти Рэндса и Генриха Гофмана), Лигети возводит в наивысшую степень категории абсурдности и хаотичности, выстраивая при этом четкие и ясные музыкальные структуры (в том числе и числовые). Шесть «абсурдистских» мадригалов Лигети, по сути, представляют собой «вывернутые наизнанку» жанровые модели ренессансной музыки. При внешней четкой структуре и форме (идущие параллельно три текста в первом мадригале, угадываемая пассакалия в четвертом, танцевальные фигуры кадрили в пятом) полностью выхолащивается смысловое содержание.

Сочинение для хора московского композитора Алексея Сюмака посвящено печально известному постановлению Политбюро 1948 года, согласно которому Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, А.И. Хачатурян были обвинены в «буржуазном формализме», «декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволен. Главным обвинителем стал секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов. Но не только разгромным постановлением примечателен этот год в музыкальной биографии Шостаковича. В 1948 году композитор написал вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», но в стране в это время развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом», поэтому впервые произведение было исполнено лишь 7 лет спустя. В том же 1948 году Шостакович начал писать не предназначенную для публикации сатирическую пародийную музыкальную пьесу «Антиформалистический раек» на собственный текст, где высмеивал официальную критику «формализма» и высказывания Сталина и Жданова об искусстве.
Жанр: Концертная программа
Название: Концерт хора musicAeterna под управлением Виталия Полонского
Возраст: 12+


Виталий Полонский

Окончил Новосибирскую консерваторию им. М. И. Глинки. С 2003 года работает с дирижером Теодором Курентзисом.
Хормейстер постановщик опер В.А, Моцарта, Г. Перселла, Ж. Оффенбаха, А. Бородина, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Ж.-Б. Люлли, А. Онеггера, Г. Доницетти в Пермской опере, в том числе мировые премьеры сочинений А. Сюмака, Ф. Эрсана, Д. Курляндского.
Под руководством Виталия Полонского коллектив регулярно исполняет сольные программы в России и за рубежом. Гастрольная карта хора охватывает Москву, Санкт-Петербург, Берлин, Афины, Париж, Лиссабон, Гамбург, Феррару, Мюнхен, Кёльн, Краков. В 2015 году хор выступил на фестивале в Экс-ан-Провансе, в 2016-м — на фестивале RUHRtriennale в Бохуме. С 2017 года — ежегодный участник Зальцбургского фестиваля («Дон Жуан», «Идоменей» и «Милосердие Тита» Моцарта, Девятая симфония Бетховена под управлением Теодора Курентзиса). В 2018-м хор musicAeterna стал лауреатом премий Opera Awards, Casta Diva и «Золотая Маска».


Хор musicAeterna


Был основан Теодором Курентзисом в Новосибирске в 2004 году. С 2011-го по 2019-й был частью труппы Пермского театра оперы и балета. В 2018 году стал лауреатом международной премии Opera Awards.
В репертуаре – работы европейских и русских композиторов XI–XXI веков. В Перми хор musicAeterna участвовал в премьерах оперных постановок, выступал с мировыми премьерами написанных специально для него сочинений: «Носферату» Д. Курляндского, «Tristia» Ф. Эрсана, «Cantos» А. Сюмака. В Петербурге хор сотрудничает с резидентами musicAeterna композиторами А. Ретинским и А. Мустукисом.
С 2012 musicAeterna имеет эксклюзивный контракт с лейблом Sony Classical. Релизы включают в себя трилогию Моцарта-да Понте, «Свадебку» И. Стравинского, видеозапись «Indian queen» Г. Пёрселла в постановке П. Селларса. Записи отмечены наградами Preis der deutschen Schallplattenkritik, «Лучшая запись года» от ECHO Klassik и Opernwelt.
Коллектив сотрудничает работает с такими приглашенными дирижерами, как Венсан Дюместр, Андрес Мустонен, Пол Хиллиер и другими. Хор выступает на лучших концертных сценах мира: от Лиссабона до Москвы, от Афин до Гамбурга. Регулярно принимает участие в фестивалях в Зальцбурге и Экс-ан-Провансе. Осенью 2019 года musicAeterna впервые выступил в США, где исполнил «Реквием» Верди в The Shed (Нью-Йорк).

В программе:

Дмитрий Шостакович
Десять поэм на стихи революционных поэтов (1951, op. 88)

Франк Мартен (1890-1974)
Месса для двойного хора (1926)

Гоффредо Петрасси (1904-2003)
"Nonsense"для смешанного хора на стихи Эдварда Лира (1952)

Дьёрдь Лигети (1923-2006)
"Nonsense madrigals " для мужских голосов (1993)

Алексей Сюмак
"1948" (мировая премьера!)

Наряду с ораторией «Песнь о лесах» и кантатой «Над Родиной нашей солнце сияет», «Десять поэм на стихи революционных поэтов» принесли композитору индульгенцию после сокрушительного постановления 1948 года. 10 октября 1951 года в переполненном зале Большой Московской консерватории хоровые поэмы с большим успехом были впервые представлены Государственным хором русской песни под управлением Александра Свешникова, а в 1952 году Шостакович получил за них Сталинскую премию. Созданные в марте 1951 года «Десять поэм на стихи революционных поэтов» для хора a cappella принято считать сочинением компромиссным. Но эзопов язык, к которому Шостакович прибегал на протяжении всей своей творческой деятельности, присутствует и в этом формально благонадежном с точки зрения советской идеологии произведении. Прежде всего, показателен сам выбор текстов. Имена поэтов-любителей рубежа XIX – XX вв. Леонида Радина, Аркадия Коца, Евгения Тарасова, Алексея Гмырева и Владимира Тан-Богораза практически ничего не говорили слушателям середины XX века, так же как они ничего не говорят современному человеку. Очевидно, что это была некая ширма, пользуясь которой, композитор мог отчасти выразить то, что накипело у него самого на душе. Опубликовавший ряд писем Шостаковича Исаак Гликман даже связывает восьмую поэму «Они победили» с колоссальным давлением со стороны партийной верхушки, которое приходилось выдерживать композитору. В 1997 году на страницах журнала «Музыкальная академия» Александр Тевосян приводит достаточно убедительную гипотезу, согласно которой хоровые поэмы Шостаковича являются продолжением русской религиозной хоровой традиции, вынужденной в XX веке переориентироваться на другие тексты. Хоры Шостаковича неожиданно обнаруживают сходство с рядом смысловых моментов Всенощного бдения. Первый номер «Смелей, друзья, вперед идем» можно уподобить «Приидите поклонимся», второй «Один из многих» – воспоминанию о Страшном суде, а финальную «Песню» – «Взбранной воеводе победительная». Утверждать, что Шостакович сознательно заложил религиозные параллели, было бы неверно, но можно говорить о подспудном влиянии русской духовной музыки, которую Шостакович, конечно же, знал.

Композитор и пианист Франк Мартен – один из самых известных швейцарских музыкантов XX века. Будучи сыном кальвинистского пастыря, Мартен всю жизнь придерживался своего кредо: творец должен формировать не только художественную, но и духовную культуру личности. «Истинное назначение художника – дарить другим людям мир и согласие; воспитывать чувство красоты». Франк Мартен был сторонником теории додекафонии Арнольда Шенберга и теории ритма Жака Далькроза. «Месса для двойного хора» же принадлежит к числу ранних «неоклассических» сочинений Мартена. Оно было написано в 1922 году, отредактировано в 1926-м, но впервые исполнено только в 1961-м, после настойчивых уговоров Франца Бруннерта, директора гамбургского певческого общества Бугенхаген. Причиной этому была позиция композитора: он считал, что «выражение религиозных чувств должно оставаться тайным и скрытым от общественного мнения». Двойной хор в мессе вдохновлен аналогичными хорами из «Страстей по Матфею» И.С. Баха, ставших для Мартена одним из сильнейших потрясений детства, – будущий композитор не только слушал эту музыку, но и участвовал в ее исполнении, что усилило произведенный эффект. В своей написанной в начале 20-х годов по-классически стройной и прозрачной мессе Мартен уже предвосхищает такие религиозные опусы середины XX века, как «Месса» Ф. Пуленка и «Месса для смешанного хора и двойного квинтета духовых» И.Ф. Стравинского.

Гоффредо Петрасси – один из самых ярких и значительных итальянских композиторов XX века. В своем творчестве использовал разные композиторские техники: придерживаясь изначально эстетики неоклассицизма, постепенно отошел в сторону более радикального музыкального языка. Шесть хоровых миниатюр Петрасси «Нонсенсы» на лимерики английского поэта-абсурдиста Эдварда Лира – один из ярких примеров эксцентрики в музыке XX века. За внешне юмористическими текстами про «даму с растущим носом», «старика с флейтой» скрыты мысли о человеческом одиночестве и абсурдности многих происходящих событий.

Сочиненные в конце 80-х – начале 90-х годов «Нонсенс мадригалы» венгерского композитора Дьердя Лигети были посвящены известному британскому вокальному ансамблю The King’s Singers. Выбрав ряд английских текстов XIX века (поэтические строки из «Алисы в Стране чудес» Кэрролла, стихотворения Уильяма Брайти Рэндса и Генриха Гофмана), Лигети возводит в наивысшую степень категории абсурдности и хаотичности, выстраивая при этом четкие и ясные музыкальные структуры (в том числе и числовые). Шесть «абсурдистских» мадригалов Лигети, по сути, представляют собой «вывернутые наизнанку» жанровые модели ренессансной музыки. При внешней четкой структуре и форме (идущие параллельно три текста в первом мадригале, угадываемая пассакалия в четвертом, танцевальные фигуры кадрили в пятом) полностью выхолащивается смысловое содержание.

Сочинение для хора московского композитора Алексея Сюмака посвящено печально известному постановлению Политбюро 1948 года, согласно которому Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, А.И. Хачатурян были обвинены в «буржуазном формализме», «декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволен. Главным обвинителем стал секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов. Но не только разгромным постановлением примечателен этот год в музыкальной биографии Шостаковича. В 1948 году композитор написал вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», но в стране в это время развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом», поэтому впервые произведение было исполнено лишь 7 лет спустя. В том же 1948 году Шостакович начал писать не предназначенную для публикации сатирическую пародийную музыкальную пьесу «Антиформалистический раек» на собственный текст, где высмеивал официальную критику «формализма» и высказывания Сталина и Жданова об искусстве.
Написать нам