Закрыть поиск

Большой балет

Вновь открывается фестиваль имени Аллы Шелест
Репетиции «Лебединого озера» шли до самого начала фестиваля,
 так как фактически зрителей ожидает премьера

В Самарском академическом театре оперы и балета начинается XI фестиваль классического балета имени Аллы Шелест. Фактически это возвращение одного из самых значимых событий в жизни губернии. Причем в этом году речь идет не только о возрождении важной культурной традиции, но и о новом качественном уровне фестиваля.

Влад ЛУГОШИН 
Фото: Татьяна БЕСЧАСТНАЯ
20.10.2011



Фестивалю имени Аллы Шелест в этом году исполняется 17 лет, но пройдет он в одиннадцатый раз. Легендарная прима-балерина и балетмейстер, внесшая существенный вклад в развитие балета вообще и в Самаре в частности успела побывать на двух первых фестивалях ее имени. Так случилось, что уже третий стал вечером ее памяти. Но Светлана Хумарьян, как автор проекта и искренний поклонник многогранного таланта Шелест, продолжала хранить творческое наследие балерины. Однако началась реконструкция театра оперы и балета, и в городе не нашлось другой площадки, где можно было бы провести столь масштабное событие. Теперь фестиваль возвращается обновленный, под стать сцене на которой пройдет.

Обновленный и незабытый. За день до первого концерта главный художественный руководитель театра Наталья Глухова призналась, что билетов на спектакли осталось совсем немного. Неудивительно, ведь в программе четыре настоящих шедевра и гала-концерт, помимо танцоров из Самары в них задействованы солисты из Мариинского, Михайловского и Большого театров. «На днях закончился фестиваль «Дни высокой музыки» в Самарской филармонии, и завершающий концерт был великолепен, - напомнила министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова. - Хочется, чтобы на таком же уровне или даже выше в год 160-летия Самарской губернии прошел XI фестиваль имени Аллы Шелест».

О том, что грядет возвращение фестиваля, «ВК» писала еще в июле, уже тогда подготовка к нему началась. Теперь, за несколько часов до начала, в залах и фойе чувствуется атмосфера предпраздничной суеты. Наш театр представит обновленное «Лебединое озеро». По словам главного дирижера Александра Анисимова, фактически это будет премьера — настолько он поменялся. Главные партии исполнят в нем солисты Мариинского театра София Гумерова и Никита Щеглов. Новые костюмы и декорации создал заслуженный художник России Вячеслав Окунев. А для Анисимова «Лебединое озеро» станет первым спектаклем в нашем театре. «Большая радость, что я начну с музыки Чайковского, - замечает он. - Это один из моих любимых композиторов, я отдал много сил и времени на интерпретацию его музыки».

По задумке Светланы Хумарьян, у каждого фестиваля есть тема, связанная с одним из качеств легендарной балерины. Тема нынешнего - «Хореографические шедевры». И действительно, в программе фестиваля только подлинная классика балета. 23 октября будет показана «Спящая красавица» с прима-балериной Михайловского театра Екатериной Бочаренко в роли Авроры и премьером Михайловского Маратом Шемиуновым в роли принца Дезире. 26 октября в образе Китри и Базиля на сцену выйдут прима и премьер Большого театра Марианна Рыжкина и Семен Чудин - зрителя ждет «Дон Кихот». 28 октября в «Жизели» главную роль исполнит солистка Мариинки Евгения Образцова, а в графа Альберта перевоплотится ее коллега по театру.

Наконец, 30 октября фестиваль завершится большим гала-концертом в двух отделениях с участием самарских, петербургских и московских звезд. «Во многом я исходила из собственного понимания качества работы артиста, - объяснила свой выбор приглашенных Светлана Хумарьян. - Прежде всего, мне хотелось, чтобы главенствовала на фестивале петербургская школа. Например, Софья Гумерова - одна из тех балерин, которые несут в себе преемственность питерского стиля и умеют ее передать. Также мне хотелось пригласить несколько молодых исполнителей, которых вы еще не знаете. Это артисты, которые уже завоевали в творческом мире заметное положение, но в Самаре никогда не бывали».

Несмотря на то что подготовка отняла много сил, художественные руководители Самарской Оперы уверены, что фестиваль пройдет удачно. Как заметил главный дирижер, работа через день с такими «симфоническими полотнами» - сложная задача для оркестра и наверняка не менее сложная для балетной труппы. «Нагрузка у нас сейчас совершенно фантастическая, ведь в эти дни мы готовим еще и несколько прьемьер, - говорит главный балетмейстер Кирилл Шморгонер. - Но - вот парадокс! - чем больше мы работаем, тем лучше у нас получается».

Возвращению фестиваля имени Аллы Шелест сопутствует еще одна хорошая новость. В апреле этого года он был включен в Ассоциацию европейских фестивалей - крупную организацию, содействующую развитию и продвижению фестивалей. Это значит, он получил дополнительные возможности в плане международного сотрудничества, а в перспективе еще и внимание зарубежных экспертов. «Не только наши артисты будут чаще гастролировать в Европе, но и присутствие Европы в Самаре станет более ощутимым, - объясняет Ольга Рыбакова. - Процесс вхождения в Ассоциацию, сбор материалов, доказательство того, что мы достойны включения, - все это было непросто. Но теперь мы заявили о себе на европейском уровне. В Поволжье всего два фестиваля, включая наш, этого удостоены. Пусть Самару там пока еще плохо знают, но мы небезуспешно налаживаем контакт».

Светлана Хумарьян, автор идеи фестиваля и руководитель проекта:
- Жизнь фестиваля имени Аллы Шелест, как у всякого талантливого и интересного явления, складывается сложнее, чем у чего-то серого и заунывного. И этот одиннадцатый фестиваль, для нас чрезвычайно важнен. После долгого расставания многие вещи оцениваются по-другому, и зал заполнит публика уже иная, с другим настроением. Кроме того, Александр Анисимов впервые встанет за пульт этого оркестра и продирижирует первым в нашем театре спектаклем. Надеюсь, у театра и дирижера возникнет «любовь с первого взгляда».

Наталья Глухова, главный художественный руководитель САТОБ:
- Когда-то в Ленинграде Светлана Петровна Хумарьян познакомила меня с Аллой Яковлевной Шелест. Кажется, это было в 1993 году. Я пришла на ее день рождения, к ней домой. И, конечно, получила тогда массу впечатлений. Теперь я рада, что причастна к организации фестиваля ее памяти... Было сложно сделать так, чтобы фестиваль состоялся, особенно договориться с приглашенными солистами. Тем не менее все сложилось хорошо.

Александр Анисимов, художественный руководитель и главный дирижер САТОБ:
- Мне кажется, театр немного поскромничал, не назвав «Лебединое озеро» премьерой. Новое оформление, новые декорации, новые костюмы, новое музыкальное прочтение. И даже новая музыкальная редакция - я много работал над ней... Многие перемены вы не заметите, но как раз это важно. Как в парикмахерской - когда клиент выходит из нее, важно, чтобы не было заметно, будто он там побывал. Вот и наше «Лебединое озеро» сейчас «выходит из парикмахерской»...

Источник