Закрыть поиск

Снегурочка

 Николай Римский-Корсаков (1844-1908).

Либретто Николая Римского-Корсакова по одноименной пьесе (1873) Александра Островского (1823-1886).
Мировая премьера: 29 января (10 февраля) 1882, Мариинский театр.



«Снегурочка» – самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка – со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», – писал об опере Александр Бородин.

Оперу восторженно принял и Александр Островский: «Музыка к моей "Снегурочке" удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». Он высоко оценил ее значение в собственном творчестве, в частности сказав: «Кончая „Снегурочку“, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги». Особое внимание при сочинении оперы Римский-Корсаков уделял вокальному стилю – удобной тесситуре, гибкости и эффектности вокальных партий, свободе плавно льющегося речитатива.

Оптимистическая идея оперы – прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье, – коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира – реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы».
Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей – персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу – «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) – враждебен суровый Мороз. Снегурочка – холодное дитя Мороза и Весны – всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.

«Снегурочка» появилась в репертуаре нашего театра уже в самый первый сезон его существования – 1931/32. Позже «Снегурочка» ставилась еще в 1933 (режиссер Александр Варламов), 1935 и 1943 (режиссер обеих постановок – Иван Просторов) годах. Нынешняя постановка 2015 года – пятая в истории САТОБ. А предшествовавший ей спектакль 1983 года выпускали легендарные руководители театра – режиссер Александр Тумилович и дирижер Лев Оссовский, который позже стал музыкальным руководителем театра Бориса Покровского в Москве; с ними в команде были балетмейстеры Большого театра России Юламей Скотт и Юрий Папко.

Дирижер-постановщик  Александр Анисимов
Режиссер-постановщик, сценография, костюмы, свет Михаил Панджавидзе
ХормейстерОльга Сафронова
Хореограф-постановщик – Гали Абайдулов
Художник по компьютерной графикеПавел Суворов




Краткое содержание

Первое действие

Лес вблизи берендеева посада. Весна, пробуждающая в природе жизнь, не может вступить в свои права. Мороз мешает ей. Вот уже пятнадцать лет их объединяет дочка Снегурочка. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и весенним холодам, так как Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз. Мороза беспокоит судьба дочери. Вместе с Весной они решают отпустить Снегурочку в слободу к людям. Появляется Снегурочка. Она не скрывает своей радости, узнав, что ей предстоит поселиться среди людей. Мороз и Весна прощаются с дочкой. На сцену выходят берендеи. Празднуется Масленица. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку, которая просит взять её к себе в дочери. Они с радостью соглашаются.

Заречная слобода. Появляется Лель. Бобыль и Бобылиха знакомят Леля со Снегурочкой. Девушке очень нравится Лель и его песни. Она просит спеть ей в награду за цветок. Лель поёт песню, но отвлекается на других девушек и забывает про Снегурочку. Ей обидно, что Лель скучает с ней, и она решает попросить у матери-Весны немножко сердечного тепла, которое зажгло бы сердце Леля. Купава, подруга Снегурочки, сочувствует ей, но торопится поделиться своей радостью. Она счастлива: сегодня в слободу приезжает свататься её жених Мизгирь.  Но жених Купавы, увидев Снегурочку, пленяется ею и отказывается от невесты. Купава опозорена. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управу у царя Берендея. 


Второе действие


На душе у царя неспокойно, уже 15 лет неладно в государстве: лето год от года всё короче, зима всё холоднее. Чтобы умилостивить Ярило-Солнце, Берендей решает обвенчать в Ярилин день всех женихов и невест. Вбегает Купава и рассказывает царю о предательстве Мизгиря. Она просит заступиться за неё и наказать Мизгиря за измену и позор. Берендей разгневан и велит привести обидчика. Царь требует, чтобы он женился на девушке. Но Мизгирь отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание. Появляется Снегурочка, и царь, поражённый её красотой, изменяет своё решение: великая милость ждёт Мизгиря, если до наступления Ярилиного дня он сможет зажечь «Снегурочки нетронутое сердце». Мизгирь уверяет царя, что сможет справиться с этой нелёгкой задачей, и умоляет его отсрочить изгнание. 

Царь предлагает Лелю выбрать себе девушку по сердцу. Лель выбирает Купаву. Наступает ночь. Снегурочка грустит и мечтает о Леле. Мизгирь обращается к ней с пылкими словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство и убегает. Она решилась просить у Весны дара любви. Мизгирь устремляется за ней, но лес становится заколдованным, он путает дороги, сбивает с пути Мизгиря.

Снегурочка встречается с матерью-Весной. На прощание Весна дарит дочери венок – «любовных сил родник неистощимый». Она предостерегает дочь: «Нужно укрыться в тени лесов и таить открывшуюся ей любовь от глаз Ярилы-Солнца». Из леса выходит измученный поисками Снегурочки Мизгирь. Новая встреча зажигает Снегурочку ответной страстью. Появляется Берендей со своей свитой. Мизгирь просит царя благословить их брачный союз. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на Снегурочку. Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви, но уже не в силах противостоять солнцу. Лель манит Снегурочку, она идёт к нему и, не в силах вынести жгучих лучей, тает. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро.

Теперь Мороз теряет власть над Весной-красной. Он не может больше студить сердца и души. Ярило перестанет сердиться, и в царстве снова восстановится счастливая жизнь. В финале спектакля народ поёт гимн Солнцу, прославляя великое божество.

"Парк Гагарина", 19.02.2015

"Самарские известия", 13.02.2015

Культура.рф

"Губерния", 6.02.2015

"Губерния", 9.02.2015

СамКульт, 9.02.2015

НИА Сам, 9.02.2015

"Самарская газета", 10.02.2015

"Миры Орфея", 10.02.2015

"Снегурочка". Фотоотчет с репетиции
02.04.2015

В театре оперы и балета готовятся к премьере "Снегурочки" Римского-Корсакова
"Самара-ГИС", 29.01.2015

 В Оперном строят берендеево царство
"Волжская коммуна", 23.01.2015

В самарском театре оперы и балета готовятся к первой премьере года
ТРК "Губерния", 20.01.2015

СНЕГУРОЧКА
КУПАВА
ВЕСНА-КРАСНА
МОРОЗ
МИЗГИРЬ
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
ЛЕЛЬ
ЛЕШИЙ
БЕРМЯТА, ближний боярин
БОБЫЛЬ
БОБЫЛИХА
БЕРЕНДЕИ ОБОЕГО ПОЛА И ВСЯКОГО ВОЗРАСТА.

Время действия: доисторические времена.
Место действия: страна берендеев.
Жанр: Опера
Язык: Русский
Название: Снегурочка
Продолжительность: 2 часа 40 мин
Количество действий: 2
Дата премьеры: 07 февраля 2015
Возраст: 12+
 Николай Римский-Корсаков (1844-1908).

Либретто Николая Римского-Корсакова по одноименной пьесе (1873) Александра Островского (1823-1886).
Мировая премьера: 29 января (10 февраля) 1882, Мариинский театр.



«Снегурочка» – самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка – со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», – писал об опере Александр Бородин.

Оперу восторженно принял и Александр Островский: «Музыка к моей "Снегурочке" удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». Он высоко оценил ее значение в собственном творчестве, в частности сказав: «Кончая „Снегурочку“, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги». Особое внимание при сочинении оперы Римский-Корсаков уделял вокальному стилю – удобной тесситуре, гибкости и эффектности вокальных партий, свободе плавно льющегося речитатива.

Оптимистическая идея оперы – прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье, – коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира – реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы».
Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей – персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу – «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) – враждебен суровый Мороз. Снегурочка – холодное дитя Мороза и Весны – всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.

«Снегурочка» появилась в репертуаре нашего театра уже в самый первый сезон его существования – 1931/32. Позже «Снегурочка» ставилась еще в 1933 (режиссер Александр Варламов), 1935 и 1943 (режиссер обеих постановок – Иван Просторов) годах. Нынешняя постановка 2015 года – пятая в истории САТОБ. А предшествовавший ей спектакль 1983 года выпускали легендарные руководители театра – режиссер Александр Тумилович и дирижер Лев Оссовский, который позже стал музыкальным руководителем театра Бориса Покровского в Москве; с ними в команде были балетмейстеры Большого театра России Юламей Скотт и Юрий Папко.

Дирижер-постановщик  Александр Анисимов
Режиссер-постановщик, сценография, костюмы, свет Михаил Панджавидзе
ХормейстерОльга Сафронова
Хореограф-постановщик – Гали Абайдулов
Художник по компьютерной графикеПавел Суворов




Краткое содержание

Первое действие

Лес вблизи берендеева посада. Весна, пробуждающая в природе жизнь, не может вступить в свои права. Мороз мешает ей. Вот уже пятнадцать лет их объединяет дочка Снегурочка. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и весенним холодам, так как Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз. Мороза беспокоит судьба дочери. Вместе с Весной они решают отпустить Снегурочку в слободу к людям. Появляется Снегурочка. Она не скрывает своей радости, узнав, что ей предстоит поселиться среди людей. Мороз и Весна прощаются с дочкой. На сцену выходят берендеи. Празднуется Масленица. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку, которая просит взять её к себе в дочери. Они с радостью соглашаются.

Заречная слобода. Появляется Лель. Бобыль и Бобылиха знакомят Леля со Снегурочкой. Девушке очень нравится Лель и его песни. Она просит спеть ей в награду за цветок. Лель поёт песню, но отвлекается на других девушек и забывает про Снегурочку. Ей обидно, что Лель скучает с ней, и она решает попросить у матери-Весны немножко сердечного тепла, которое зажгло бы сердце Леля. Купава, подруга Снегурочки, сочувствует ей, но торопится поделиться своей радостью. Она счастлива: сегодня в слободу приезжает свататься её жених Мизгирь.  Но жених Купавы, увидев Снегурочку, пленяется ею и отказывается от невесты. Купава опозорена. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управу у царя Берендея. 


Второе действие


На душе у царя неспокойно, уже 15 лет неладно в государстве: лето год от года всё короче, зима всё холоднее. Чтобы умилостивить Ярило-Солнце, Берендей решает обвенчать в Ярилин день всех женихов и невест. Вбегает Купава и рассказывает царю о предательстве Мизгиря. Она просит заступиться за неё и наказать Мизгиря за измену и позор. Берендей разгневан и велит привести обидчика. Царь требует, чтобы он женился на девушке. Но Мизгирь отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание. Появляется Снегурочка, и царь, поражённый её красотой, изменяет своё решение: великая милость ждёт Мизгиря, если до наступления Ярилиного дня он сможет зажечь «Снегурочки нетронутое сердце». Мизгирь уверяет царя, что сможет справиться с этой нелёгкой задачей, и умоляет его отсрочить изгнание. 

Царь предлагает Лелю выбрать себе девушку по сердцу. Лель выбирает Купаву. Наступает ночь. Снегурочка грустит и мечтает о Леле. Мизгирь обращается к ней с пылкими словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство и убегает. Она решилась просить у Весны дара любви. Мизгирь устремляется за ней, но лес становится заколдованным, он путает дороги, сбивает с пути Мизгиря.

Снегурочка встречается с матерью-Весной. На прощание Весна дарит дочери венок – «любовных сил родник неистощимый». Она предостерегает дочь: «Нужно укрыться в тени лесов и таить открывшуюся ей любовь от глаз Ярилы-Солнца». Из леса выходит измученный поисками Снегурочки Мизгирь. Новая встреча зажигает Снегурочку ответной страстью. Появляется Берендей со своей свитой. Мизгирь просит царя благословить их брачный союз. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на Снегурочку. Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви, но уже не в силах противостоять солнцу. Лель манит Снегурочку, она идёт к нему и, не в силах вынести жгучих лучей, тает. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро.

Теперь Мороз теряет власть над Весной-красной. Он не может больше студить сердца и души. Ярило перестанет сердиться, и в царстве снова восстановится счастливая жизнь. В финале спектакля народ поёт гимн Солнцу, прославляя великое божество.

"Парк Гагарина", 19.02.2015

"Самарские известия", 13.02.2015

Культура.рф

"Губерния", 6.02.2015

"Губерния", 9.02.2015

СамКульт, 9.02.2015

НИА Сам, 9.02.2015

"Самарская газета", 10.02.2015

"Миры Орфея", 10.02.2015

"Снегурочка". Фотоотчет с репетиции
02.04.2015

В театре оперы и балета готовятся к премьере "Снегурочки" Римского-Корсакова
"Самара-ГИС", 29.01.2015

 В Оперном строят берендеево царство
"Волжская коммуна", 23.01.2015

В самарском театре оперы и балета готовятся к первой премьере года
ТРК "Губерния", 20.01.2015

СНЕГУРОЧКА
КУПАВА
ВЕСНА-КРАСНА
МОРОЗ
МИЗГИРЬ
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
ЛЕЛЬ
ЛЕШИЙ
БЕРМЯТА, ближний боярин
БОБЫЛЬ
БОБЫЛИХА
БЕРЕНДЕИ ОБОЕГО ПОЛА И ВСЯКОГО ВОЗРАСТА.

Время действия: доисторические времена.
Место действия: страна берендеев.
Написать нам