Закрыть поиск

Наталья Глухова: «Эталон качества — это восприятие зрителя»

«Волжская Коммуна»
29.03.2011

В Самарском академическом театре оперы и балета наступает новая эпоха. После масштабной реконструкции здания труппа постепенно «обживает» обновленную сцену. Театр уже успел показать здесь две премьеры: оперу «Князь Игорь» и балет «Спящая красавица». Есть серьезные изменения и в руководстве коллектива. О перспективах театра и своих взглядах на театральную политику в интервью «ВК» рассказала недавно назначенный главный художественный руководитель театра оперы и балета Наталья Глухова.

- Расскажите о ваших первых впечатлениях.

- Пока сказать я могу немного. Работы непочатый край. Вопросы финансово-хозяйственные, вопросы репертуара... Сейчас первые дни моей работы в театре — чтобы познакомиться с настолько большой организацией, этого мало. Коллектив хороший, интересный - и творческие специалисты, и технические. Сейчас у нас главная задача - четко определить функционал, потому что пока далеко не каждый знает, что он делает.

Также нужно будет много работать с репертуаром. Нужно уточнить, что мы делаем, куда движемся. Сейчас с балетом все более-менее понятно: готовится к выпуску «Анюта». С оперой сложнее. «Князь Игорь» вышел, идут репетиции музыкального спектакля «Карлсон, который живет на крыше». Затем, видимо, будет «Борис Годунов» Мусоргского, но тут еще нет полной ясности. И еще есть большая группа спектаклей, которые требуют адаптации к техническим условиям новой сцены. Пока для нее у нас подходят только «Риголетто», «Евгений Онегин», «Князь Игорь» и «Мадам Баттерфлай».

В целом я считаю, что наш театр не имеет права выпускать некачественный продукт. А чтобы готовить спектакли достойного уровня, нужны и время, и средства... Так что работы много.

- Что будет эталоном, с которым будет сверяться качество?

- Эталоном качества для меня всегда является восприятие зрителя. И потом у нас есть художественный руководитель Кирилл Шморгонер, главный дирижер Владимир Коваленко. Скоро из филармонии на пост художественного руководителя оперы придет Сергей Куранов. У него большой опыт, он работал в Красноярском театре оперетты, руководил оперным и музыкальным театрами Якутска и Магадана...

- Уточнение функционала, о котором вы говорили, потребует каких-то структурных реформ?

- Да, мы будем менять структуру управления. Это длительный процесс, который потребует изменения устава. Сейчас моя должность называется «главный художественный руководитель», но, на мой взгляд, в этом театре должны быть генеральный директор и его заместители. В существующей структуре распределение ответственности не совсем понятное. Вообще сделать нужно много. У нас еще работают строители, и очень важно правильно принять объект, потому что потом исправить что-то будет очень трудно.

- Кадровые изменения будут?

- Из театра уволились несколько человек, но и без этого у нас был дефицит кадров. Например, в театре нет художника — мне кажется, это чувствуется даже по концертам. Не хватает технических специалистов для работы на новом оборудовании. Новые специалисты уже появляются и будут появляться. Недавно пришел новый дирижер Виктор Куликов. Он стажировался в Италии, серьезный музыкант, с ним очень интересно общаться.

- Будут ли на сцене оперного театра концерты приглашенных артистов, и насколько политика проведения этих мероприятий будет отличаться от политики филармонии?

- Это тонкий вопрос. Тут есть технические сложности, связанные с тем, что продюсеры планируют концерты на несколько месяцев вперед. Так мы работали и в филармонии, график был составлен на год вперед. Здесь мы пока этого делать не можем, потому что нет отлаженного процесса выпуска собственных спектаклей. В любом случае могу гарантировать, что в этом вопросе прежде всего будут учитываться интересы театра. Вообще, я считаю, что в первую очередь сюда должны приходить люди, которые хотят увидеть балет и оперу. Это касается и антрепризных спектаклей. Нужна какая-то фильтрация. Например, группу Nazareth мы сюда привозить не будем. Ансамбль танца Моисеева — почему бы и нет? Но говорить об этом можно будет, когда будет наработан свой репертуар.

- У театра в репертуаре есть несколько опер в концертном варианте, например «Демон». Увидим ли мы их в формате полноценных спектаклей?

- Думаю, да. Как я и говорила, мы будем нарабатывать репертуар. Вот сейчас идут переговоры с «Альянс Франсез» о постановке на нашей сцене «Фауста» Гуно с участием французских солистов.

- Ну а эмоциональные впечатления от нового места работы какие?

- Конечно, это новый этап в жизни и намного более сложная работа, чем в филармонии. Наверное, раз так все сложилось, значит, мой труд еще нужен, и я очень этому рада. Театр — это целый мир со своей особой атмосферой. Я первый раз в ней оказалась, и она мне очень нравится.

Страницы биографии

Наталья Глухова получила образование в Куйбышевском институте культуры, который окончила в 1980 году. В период с 1973 по 1980 годы работала инспектором отдела искусств областного управления культуры. После этого ее пригласили на должность заместителя директора Самарской областной филармонии по концертной работе, потом – директора-распорядителя. Знание музыки на профессиональном уровне, умение разбираться в творческом процессе в сочетании с лидерскими качествами руководителя сделали ее ценным кадром филармонии. В период работы в этом учреждении Наталья Глухова руководствовалась двумя главными принципами: сохранение традиционной филармонической концертной деятельности и стремление к инновациям. Ее заслуги отмечены следующими наградами и званиями: Почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (1999), губернская премия в области культуры и искусства (2004), Золотая медаль Петра Великого «За трудовую доблесть» (2006), медаль «За труды во благо Святой Православной церкви» (2007), орден Дружбы за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность (Указ президента РФ Дмитрия Медведева от 13 ноября 2009 г.). Также Наталья Глухова является активным членом попечительского совета Самарского госпиталя ветеранов войн и общественного совета при ГУВД по Самарской области.

Ольга РЫБАКОВА, министр культуры Самарской области:

- После реконструкции Самарский театр оперы и балета должен начать работать в полную силу, оправдывать свою репутацию одного из самых престижных театров России, и здесь нужен очень серьезный хозяйственник, каким является Наталья Глухова. Кандидатуру на пост руководителя оперного театра мы подбирали очень тщательно, было рассмотрено множество вариантов, в том числе с приглашением представителя другого региона. Однако мы остановили свой выбор на Наталье Глуховой, которая является в Самарской губернии одним из самых опытных управленцев в области культуры. Отмечу, что лично мне было непросто уговорить Наталью Степановну покинуть филармонию, где она проработала 30 лет, десять из которых была директором.









Наталья ДРОЗДОВА, народная артистка РФ, актриса тольяттинского театра «Колесо», член Совета при губернаторе Самарской области по культуре и искусству:

- Я считаю Наталью Глухову достойной должности главного художественного руководителя Самарского академического театра оперы и балета. Она очень деловой и одновременно творческий человек. У нее есть все человеческие и профессиональные качества для работы с творческим коллективом, с которым порой трудно бывает найти общий язык. Я думаю, что здесь она будет на своем месте и как хозяйственник и управленец. Сейчас наступило такое время, и неоднократно возникают прецеденты, когда во главу театра ставят директора, но это не мешает творческому учреждению полноценно функционировать.










Источник