Закрыть поиск

Наталья Глухова: «Мне не нравится, когда в театре звучит фонограмма»

 Интервью Армену АРУТЮНОВУ
"Волжская коммуна"
25.03.2012

















 - 18 марта исполнится год, как вы возглавили Оперный театр. Расскажите, как он прошел.
- Год прошел как один день. Для театра - это мгновение, ведь театр был, есть и будет. Для меня же - это было время, когда я училась, узнавала новое. Театр – не филармония, это совершенно другой организм. Единственное, что их сближает – это музыка, оркестр. Когда я пришла в Оперный, нужно было создать себе команду, потому что без нее я работать не могу. Здесь нужны единомышленники, иначе ничего не получится. Это не значит, что в театре таких людей не было. Они всегда были и есть, и мне очень приятно, что мы сегодня находим взаимопонимание. Но при этом в театре не было музыкального руководителя. Волею судеб на фестиваль «Тенора XXI века» приехал Александр Михайлович Анисимов.

- Как случилось, что Александр Михайлович приехал на фестиваль? Это случайность?
- Это не случайность. Он всегда был дружен с Сибирцевыми, работал в Перми с Александром Сергеевичем, по приглашению которого приехал в Самару.

- Т.е. инициатива о приглашении Анисимова в театр исходила уже от вас?
- Да, я предложила Александру Михайловичу должность главного дирижера и художественного руководителя театра. Для меня основа основ что в театре, что в филармонии - главный дирижер, который выстраивает творческую работу коллектива. Если продолжать разговор о кадрах, до Александра Михайловича в театр пришел Виктор Алексеевич Куликов. Он восстанавливал «Любовный напиток», поставил «Анюту» и балет «Тщетная предосторожность». Александр Михайлович пригласил Евгения Дмитриевича Хохлова. Все они замечательные музыканты – молодые, работоспособные, грамотные. Это большое дело, когда артисты относятся с большим уважением к дирижерам. У маэстро должен быть авторитет. За год подтвердилось, что новые дирижеры этот авторитет заслужили. Кадровые изменения коснутся и оперной труппы.

- Вы рассказывали о том, что в театре появились новые дирижеры, но, тем не менее, в оркестре осталось немало проблем, в том числе и с репертуаром. На фестивале им. Аллы Шелест многие номера исполнялись под фонограмму. Оркестр ведь вполне мог подготовить балетные номера.
- Я с вами могу согласиться. Мне не нравится, когда в театре звучит фонограмма, но приходится ее использовать в качестве исключения для балетных номеров в концертных программах. Вместе с тем действительно хочется укрепить отдельные голоса в оркестре: духовые, виолончели, контрабасы, недавно театр приобрел великолепную американскую арфу. Представила нашу арфу публике супруга Мишеля Леграна во время недавнего концерта в нашем театре.

- Ближайшая премьера – опера «Мадам Баттерфляй». В интервью год назад вы говорили, что опера восстановлена и идет на новой сцене. С чем связана еще одна ее постановка?
- Постановка «Мадам Баттерфляй» в период реконструкции театра осуществлялась с учетом сцены ДК «Дзержинка». Было принято решение сохранить эту оперу в репертуаре, но осуществить новую постановку, используя новые технические возможности театра. Остается сделать лишь материальную часть. Постановку спектакля осуществляют режиссер-постановщик Дитер Мартин Кеги из Швейцарии. Кеги очень интересно работает, труппа в восторге от него.

- Следующая большая премьера после «Мадам Баттерфляй» - опера «Борис Годунов». Как происходил выбор режиссера-постановщика?
- Каждый уважающий себя Оперный театр должен иметь в репертуаре «Бориса Годунова», тем более именно этим спектаклем открывался первый сезон нашего театра в 1931 году. Данную постановку осуществляет московский художник Павел Михайлович Каплевич. Выбор режиссера Нины Чусовой тоже не случайный – это рекомендация Павла Каплевича. В постановке задействована вся труппа, произведена большая подготовительная работа.

- Идея с постановкой «Годунова» появилась давно. Не рассматривался ли вариант переноса на самарскую сцену оперы в постановке Александра Сокурова? В чем была причина. Может быть финансовый момент? Сокуров должен быть дорогим режиссером...
- Финансовый вопрос не рассматривался. Каплевич делал костюмы к Сокуровскому «Годунову» в Большом театре, но мы с ним ушли от этого варианта. Сокуровского «Годунова» можно посмотреть в Большом, а к нам можно приехать смотреть Чусовского. Работает хор, в опере будет задействована балетная труппа. Главное для нас сейчас – состав исполнителей. Особенность этой оперы - большое количество басовых партий.

- Рассматриваются возможности приглашения солистов по контракту?
- У нас есть бас Андрей Антонов и баритон Василий Святкин, партия Бориса для его голоса это непросто. Рассматриваем вариант приглашения Владимира Байкова. Еще мы планируем поставить оперу «Евгений Онегин», потому что она востребована и можно будет задействовать всю труппу.

- Нет ли пока в планах театра постановки других больших русских опер. К примеру, «Ивана Сусанина», «Руслана и Людмилы»?
- Я могу вам сказать, что мы планируем в ближайшем будущем. Сейчас «Мадам Баттерфляй», «Борис Годунов». В конце июня планируем балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Первого октября откроем сезон премьерой «Травиаты», а в конце года будет «Евгений Онегин». Так же планируем восстановление балета «Павильон Армиды» Черепнина, где художником выступит Александр Васильев. Еще балетмейстер из Санкт-Петербурга Габриэла Трофимовна Комлева и художник Вячеслав Окунев будут ставить на нашей сцене «Баядерку».

- В прошлом году совместно с «Альянс Франсез Самара» был организован концерт, где исполнили отрывки из «Фауста» Гуно. Планируются ли какие-то совместные проекты в этом году?
- В октябре будет исполнен концертный вариант оперы «Кармен». Договоренность уже достигнута. Будут участвовать наш оркестр и хор. Дирижер планируется тот же, что и год назад руководил «Фаустом» - музыкальный директор и дирижер Национальной оперы Рейна в Страсбурге Винсан Монтей.

- В марте-апреле также пройдет фестиваль имени Ирины Архиповой. Скажите, пожалуйста, это первый фестиваль или он является продолжением фестиваля «Самарская весна»?
- Весенний оперный фестиваль – добрая традиция самарского театра. В нынешнем году он посвящен имени Архиповой. Ирина Константиновна была не только замечательной певицей, но и видным музыкальным деятелем. Хотелось бы вспомнить и отдать дань певице. В этом нам помогает фонд Ирины Архиповой. Владислав Иванович Пьявко очень активно участвует в проекте. У него будет и своя сольная программа на фестивале, а в спектакле будет участвовать ее внук Андрей Архипов. Автор идеи фестиваля – Светлана Петровна Хумарьян. Ее объединяла хорошая дружба с Ириной Константиновной, у нее есть очень много архивного материала, фотографий. Мы подумали, что надо рассказать нашей публике об этой гениальной певице...

Справка
Наталья Степановна Глухова. Родилась 5 марта 1953 года в г. Куйбышеве. В 1973 году окончила Куйбышевское музыкальное училище.
В 1980 году окончила отделение хорового дирижирования Куйбышевского государственного института культуры. С 1973 по 1980 год инспектор по учебным заведениям отдела искусств управления культуры Куйбышевской области. С 1980 по 1984 год заместитель директора по концертной работе Самарской государственной филармонии.
С 1984 по 2011 год директор Самарской государственной филармонии. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (1999).
Губернская премия в области культуры и искусства (2004), Золотая медаль Петра Великого «За трудовую доблесть» (2006), орден Дружбы за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность.
С 18 марта 2011 года главный художественный руководитель, а затем генеральный директор Самарского академического театра оперы и балета.

Источник