Закрыть поиск

Эсмеральда

Цезарь Пуни (1802-1870)
Либретто Жюля Перро (1810-1892) по мотивам романа Виктора Гюго (1802-1885) «Собор Парижской Богоматери» (1831)
Хореография Мариуса Петипа (1818-1910)
Постановка и новая хореографическая редакция – Юрий Бурлака
Мировая премьера: 9 марта 1844, Театр Её Величества, Лондон 




Премьера новой постановки в Самаре: 09 декабря 2017

Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик – Юрий Бурлака
Художник-постановщик – Дмитрий Чербаджи 
Художник по костюмам – Наталья Земалиндинова 
Ассистент балетмейстера-постановщика – Юлиана Малхасянц

«Эсмеральда» – балет, написанный по канонам романтического театра середины XIX века. В начале 1840-х годов Пуни получил заказ на музыку балета по знаменитому роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Либретто было написано одним из самых знаменитых балетмейстеров того времени Жюлем Жозефом Перро. В либретто и своей постановке «Эсмеральды» Перро сохранил сюжетную линию первоисточника, однако социальная тема, столь ярко выраженная у Гюго, в балете была переведена в личную драму.

Первая российская постановка «Эсмеральды» состоялась в 1848 году в Большом театре Санкт-Петербурга, балетмейстером был сам Жюль Перро. В 1850 году Перро поставил свой балет и в Москве. В 1886 году Мариус Петипа осуществил в Мариинском театре новую, 4-актную постановку балета с добавлением музыки Риккардо Дриго. В 1935 году следующую версию балета, в трех актах, девяти картинах, поставила на той же сцене Агриппина Ваганова (1879-1951), которая привлекла к работе над «Эсмеральдой» композитора Рейнгольда Глиэра (1875-1956). Позднее в этой версии балет ставился на многих других сценах.

В Куйбышеве «Эсмеральду» ставил в 1951 году Юрий Ковалёв (1906-1972). Балет шел в редакции Рейнгольда Глиэра и Сергея Василенко (1872-1956) по новому либретто Василия Тихомирова (1876-1956) и Владимира Бурмейстера (1904-1971). В 1997 году в Самаре «Эсмеральду» поставила Александра Тихомирова, художественным руководителем постановки был Никита Долгушин (1938-2012).
  
Концепция музыкальной драматургии – Юрий Бурлака.

Оригинальная партитура Цезаря Пуни восстановлена Александром Троицким по архивным материалам Библиотеки Консерватории Сан-Пьетро в Майелла в Неаполе.

В спектакле использована музыка Риккардо Дриго и Антона Симона.

Испанский танец во 2 картине I действия, Adagio, Allegro, вариация Флёр-де-Лис и кода в Grand pas des corbeilles (большом па с корзинками), пантомима третьей и пятой картин реконструированы кандидатом искусствоведения Андреем Галкиным.

Вариация подруг Эсмеральды из первой картины I действия, Adagio пятой картины III действия
в хореографии народного артиста России Юрия Клевцова.

Оригинальные эскизы костюмов Ивана Всеволожского (1835-1909) к балету «Эсмеральда» (1899) предоставлены Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства.


Краткое содержание

Действие первое

Картина первая «Двор чудес»

Площадь. Заход солнца. С наступлением темноты площадь превращается в «Двор чудес» – царство бродяг, цыган и нищих. Случайно оказавшийся здесь Гренгуар попадает в руки грабителей. Не найдя у бедного поэта денег, бродяги приговаривают его к смертной казни. Однако по законам жертве сохранят жизнь, если какая-нибудь женщина выберет его себе в мужья.
Никто не соглашается, и Гренгуар должен быть повешен. В эту минуту появляется очаровательная Эсмеральда. Узнав, в чем дело, она тотчас решается спасти несчастного, став его женой. Гренгуар в восторге. Он, по обычаю бродяг, разбивает кувшин, и их венчают на четыре года – по количеству черепков.
Коварный архидьякон Клод Фролло, пылающий страстью к Эсмеральде, подговаривает Клопена и его друзей украсть ее и велит горбуну Квазимодо участвовать в похищении. Но появившийся патруль останавливает преступников. Капитан Феб велит арестовать Квазимодо и оказать помощь прелестной цыганке. Очарованная благородным красавцем Фебом и глубоко благодарная ему, Эсмеральда получает от него шарф на память. Феб по просьбе добросердечной девушки освобождает Квазимодо. Он пытается заигрывать с Эсмеральдой, но та ускользает.


Картина вторая «Новобрачные»
Комната Эсмеральды. Эсмеральда в задумчивости любуется шарфом Феба. Выбрав из азбуки нужные буквы, она составляет имя Феба и танцует перед этим самым дорогим именем на свете. Входит Гренгуар. Он пытается обнять ее, заявляя свои права мужа. Но Эсмеральда объявляет ему, что только хотела спасти его от смерти, а женой ему не будет никогда. Несчастный «супруг» примиряется со своей участью и соглашается быть партнером Эсмеральды в танцах, которым она его учит.
Устав от танцев, Гренгуар говорит, что пора ложиться спать. Эсмеральда шутливо прогоняет поэта в отведенную ему комнату и остается одна. Мечтая о Фебе, она засыпает. В глубине медленно открывается дверь – и в комнате возникает мрачная фигура Клода Фролло. Разбуженная его появлением, Эсмеральда приказывает Фролло удалиться, но тот бросается перед ней на колени, моля ответить на его страстную любовь. Эсмеральда с презрением отвергает его предложение и, указывая на имя Феба, говорит: «Вот тот, кого я люблю!»
Но Фролло продолжает настойчиво добиваться цыганки – и она выхватывает кинжал. Квазимодо останавливает руку Эсмеральды, но, вспомнив о проявленной к нему доброте, помогает девушке скрыться. «Горе тебе и проклятие ему!» – с этой угрозой Фролло подбирает кинжал, оброненный Эсмеральдой, и в его мрачной душе рождается план мести.


 Действие второе

Картина третья «Флёр-де-Лис»

Великолепный дворец, ярко освещенный для праздника. Идут приготовления к помолвке Феба и Флёр-де-Лис. Ее подруги собирают цветы в букеты, вышивают. Входит Алоиза де Гонделорье, все радостно приветствуют ее. Появляется Феб. Он рассеян – воспоминания о встрече с Эсмеральдой не дают ему покоя. Не заметив на любимом подаренного ею шарфа, Флёр-де-Лис обращается к Фебу с упреком. Но он преподносит невесте кольцо, и печаль ее развеивается.
В сопровождении Гренгуара и подруг входит Эсмеральда. Она гадает Флёр-де-Лис и сулит ей счастье в любви, а затем танцует для гостей, любующихся ее грацией. В разгар веселья, когда пускаются в пляс цыганки, Эсмеральда видит Феба и понимает, что он жених Флёр-де-Лис. Убитая горем, она решает покинуть праздник и надевает шарф. Увидев свой подарок на цыганке, Флёр-де-Лис не может сдержать слез. Общее смятение. Эсмеральда убегает. Феб устремляется за нею – той, кому принадлежит его сердце.

Действие третье

Картина четвертая «Любовь и ревность»

Комната Эсмеральды. Клопен вводит Клода Фролло и указывает ему потайное место, откуда Фролло наблюдает за свиданием Эсмеральды и Феба. Не в силах вынести нежностей и поцелуев влюбленных, Фролло бросается на соперника с кинжалом Эсмеральды. Феб падает бездыханный.
Собирается народ, и Фролло, не показывая волнения, смешивается с толпой. Он доносит судье, что кинжал принадлежит Эсмеральде, и судья обвиняет ее в преступлении. Эсмеральда протестует, клянясь в своей невиновности. «Ты будешь спасена, если станешь моей», – шепчет отчаявшейся девушке Клод Фролло. Но та с негодованием отталкивает его. Судья велит схватить Эсмеральду. Фролло торжествует. Во главе процессии он ведет цыганку в тюрьму. Любопытная толпа следует за ними, все напряженно ожидают развязки. Вбегает Гренгуар. Он пытается пробиться к Эсмеральде и спасти ее, но тщетно. Поэт безутешен.

Картина пятая «Праздник шутов»
На площадь врывается толпа нищих и бродяг, празднующих День шутов. Выбранный на этот день их королем, Квазимодо восседает на телеге в королевской мантии. Фролло с негодованием срывает с Квазимодо кощунственный наряд. Эсмеральду выводят из тюрьмы и ведут на казнь. Она прощается со всеми и просит Гренгуара похоронить ее с шарфом Феба. Клод Фролло снова предлагает Эсмеральде спасение в обмен на ее любовь. «Бог тебе судья», – отвечает Эсмеральда. Она готова к смерти и усердно молится.
В эту минуту появляется оправившийся от раны Феб. Он открывает изумленному народу истинного виновника злодейства: его хотел убить Клод Фролло, осужденная Эсмеральда невиновна! Она бросается в объятия возлюбленного.
Взбешенный архидьякон хватается за кинжал, но Квазимодо вырывает у него клинок и расправляется со злодеем, сбрасывая его в Сену. Эсмеральда отдает Фебу руку и сердце.
Маргарита Петрова
"Самарская газета"
12.12.2017
 
Татьяна Грузинцева
"Волжская коммуна"
Нотр-Дам с видом на Волгу
"Музыкальная жизнь" №3 (1184) март 2018.
Екатерина Бабурина

НЕСРАВНЕННАЯ «ЭСМЕРАЛЬДА»
"Музыкальный клондайк"
Валерий Иванов 
ЭСМЕРАЛЬДА, цыганка
ГРЕНГУАР, бедный поэт
ФЕБ ДЕ ШАТОПЕР, капитан королевских стрелков
КЛОД ФРОЛЛО, архидьякон Собора Парижской Богоматери
КВАЗИМОДО, звонарь Собора Парижской Богоматери
ФЛЕР-ДЕ-ЛИС, невеста Феба
АЛОИЗА ДЕ ГОНДЕЛОРЬЕ, мать Флер-де-Лис
ДИАНА, подруга Флер-де-лис
БЕРАНЖЕ, подруга Флер-де-Лис
КЛОПЕН ТРУЛЬФУ, главарь шайки бродяг
МЕГЕРА, подруга Клопена
Вальс старого Парижа (соло)
ПОДРУГИ ЭСМЕРАЛЬДЫ
ШУТЫ
ШУТИХИ
КАЛЕКИ
СУДЬЯ
ПАЛАЧ
ТРУБАЧИ
ЛАКЕИ
ГОСТИ на балу Флер-де-Лис, Grand pas des corbeilles (Танец с корзинками), Цыгане, Цыганки
СТРАЖНИКИ
МОНАХИНИ
ДЕТИ, ПАЖИ
Жанр: Балет в 3 действиях
Название: Эсмеральда
Продолжительность: 3 часа
Количество действий: 3
Дата премьеры: 09 декабря 2017
Возраст: 12+

Цезарь Пуни (1802-1870)
Либретто Жюля Перро (1810-1892) по мотивам романа Виктора Гюго (1802-1885) «Собор Парижской Богоматери» (1831)
Хореография Мариуса Петипа (1818-1910)
Постановка и новая хореографическая редакция – Юрий Бурлака
Мировая премьера: 9 марта 1844, Театр Её Величества, Лондон 




Премьера новой постановки в Самаре: 09 декабря 2017

Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик – Юрий Бурлака
Художник-постановщик – Дмитрий Чербаджи 
Художник по костюмам – Наталья Земалиндинова 
Ассистент балетмейстера-постановщика – Юлиана Малхасянц

«Эсмеральда» – балет, написанный по канонам романтического театра середины XIX века. В начале 1840-х годов Пуни получил заказ на музыку балета по знаменитому роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Либретто было написано одним из самых знаменитых балетмейстеров того времени Жюлем Жозефом Перро. В либретто и своей постановке «Эсмеральды» Перро сохранил сюжетную линию первоисточника, однако социальная тема, столь ярко выраженная у Гюго, в балете была переведена в личную драму.

Первая российская постановка «Эсмеральды» состоялась в 1848 году в Большом театре Санкт-Петербурга, балетмейстером был сам Жюль Перро. В 1850 году Перро поставил свой балет и в Москве. В 1886 году Мариус Петипа осуществил в Мариинском театре новую, 4-актную постановку балета с добавлением музыки Риккардо Дриго. В 1935 году следующую версию балета, в трех актах, девяти картинах, поставила на той же сцене Агриппина Ваганова (1879-1951), которая привлекла к работе над «Эсмеральдой» композитора Рейнгольда Глиэра (1875-1956). Позднее в этой версии балет ставился на многих других сценах.

В Куйбышеве «Эсмеральду» ставил в 1951 году Юрий Ковалёв (1906-1972). Балет шел в редакции Рейнгольда Глиэра и Сергея Василенко (1872-1956) по новому либретто Василия Тихомирова (1876-1956) и Владимира Бурмейстера (1904-1971). В 1997 году в Самаре «Эсмеральду» поставила Александра Тихомирова, художественным руководителем постановки был Никита Долгушин (1938-2012).
  
Концепция музыкальной драматургии – Юрий Бурлака.

Оригинальная партитура Цезаря Пуни восстановлена Александром Троицким по архивным материалам Библиотеки Консерватории Сан-Пьетро в Майелла в Неаполе.

В спектакле использована музыка Риккардо Дриго и Антона Симона.

Испанский танец во 2 картине I действия, Adagio, Allegro, вариация Флёр-де-Лис и кода в Grand pas des corbeilles (большом па с корзинками), пантомима третьей и пятой картин реконструированы кандидатом искусствоведения Андреем Галкиным.

Вариация подруг Эсмеральды из первой картины I действия, Adagio пятой картины III действия
в хореографии народного артиста России Юрия Клевцова.

Оригинальные эскизы костюмов Ивана Всеволожского (1835-1909) к балету «Эсмеральда» (1899) предоставлены Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства.


Краткое содержание

Действие первое

Картина первая «Двор чудес»

Площадь. Заход солнца. С наступлением темноты площадь превращается в «Двор чудес» – царство бродяг, цыган и нищих. Случайно оказавшийся здесь Гренгуар попадает в руки грабителей. Не найдя у бедного поэта денег, бродяги приговаривают его к смертной казни. Однако по законам жертве сохранят жизнь, если какая-нибудь женщина выберет его себе в мужья.
Никто не соглашается, и Гренгуар должен быть повешен. В эту минуту появляется очаровательная Эсмеральда. Узнав, в чем дело, она тотчас решается спасти несчастного, став его женой. Гренгуар в восторге. Он, по обычаю бродяг, разбивает кувшин, и их венчают на четыре года – по количеству черепков.
Коварный архидьякон Клод Фролло, пылающий страстью к Эсмеральде, подговаривает Клопена и его друзей украсть ее и велит горбуну Квазимодо участвовать в похищении. Но появившийся патруль останавливает преступников. Капитан Феб велит арестовать Квазимодо и оказать помощь прелестной цыганке. Очарованная благородным красавцем Фебом и глубоко благодарная ему, Эсмеральда получает от него шарф на память. Феб по просьбе добросердечной девушки освобождает Квазимодо. Он пытается заигрывать с Эсмеральдой, но та ускользает.


Картина вторая «Новобрачные»
Комната Эсмеральды. Эсмеральда в задумчивости любуется шарфом Феба. Выбрав из азбуки нужные буквы, она составляет имя Феба и танцует перед этим самым дорогим именем на свете. Входит Гренгуар. Он пытается обнять ее, заявляя свои права мужа. Но Эсмеральда объявляет ему, что только хотела спасти его от смерти, а женой ему не будет никогда. Несчастный «супруг» примиряется со своей участью и соглашается быть партнером Эсмеральды в танцах, которым она его учит.
Устав от танцев, Гренгуар говорит, что пора ложиться спать. Эсмеральда шутливо прогоняет поэта в отведенную ему комнату и остается одна. Мечтая о Фебе, она засыпает. В глубине медленно открывается дверь – и в комнате возникает мрачная фигура Клода Фролло. Разбуженная его появлением, Эсмеральда приказывает Фролло удалиться, но тот бросается перед ней на колени, моля ответить на его страстную любовь. Эсмеральда с презрением отвергает его предложение и, указывая на имя Феба, говорит: «Вот тот, кого я люблю!»
Но Фролло продолжает настойчиво добиваться цыганки – и она выхватывает кинжал. Квазимодо останавливает руку Эсмеральды, но, вспомнив о проявленной к нему доброте, помогает девушке скрыться. «Горе тебе и проклятие ему!» – с этой угрозой Фролло подбирает кинжал, оброненный Эсмеральдой, и в его мрачной душе рождается план мести.


 Действие второе

Картина третья «Флёр-де-Лис»

Великолепный дворец, ярко освещенный для праздника. Идут приготовления к помолвке Феба и Флёр-де-Лис. Ее подруги собирают цветы в букеты, вышивают. Входит Алоиза де Гонделорье, все радостно приветствуют ее. Появляется Феб. Он рассеян – воспоминания о встрече с Эсмеральдой не дают ему покоя. Не заметив на любимом подаренного ею шарфа, Флёр-де-Лис обращается к Фебу с упреком. Но он преподносит невесте кольцо, и печаль ее развеивается.
В сопровождении Гренгуара и подруг входит Эсмеральда. Она гадает Флёр-де-Лис и сулит ей счастье в любви, а затем танцует для гостей, любующихся ее грацией. В разгар веселья, когда пускаются в пляс цыганки, Эсмеральда видит Феба и понимает, что он жених Флёр-де-Лис. Убитая горем, она решает покинуть праздник и надевает шарф. Увидев свой подарок на цыганке, Флёр-де-Лис не может сдержать слез. Общее смятение. Эсмеральда убегает. Феб устремляется за нею – той, кому принадлежит его сердце.

Действие третье

Картина четвертая «Любовь и ревность»

Комната Эсмеральды. Клопен вводит Клода Фролло и указывает ему потайное место, откуда Фролло наблюдает за свиданием Эсмеральды и Феба. Не в силах вынести нежностей и поцелуев влюбленных, Фролло бросается на соперника с кинжалом Эсмеральды. Феб падает бездыханный.
Собирается народ, и Фролло, не показывая волнения, смешивается с толпой. Он доносит судье, что кинжал принадлежит Эсмеральде, и судья обвиняет ее в преступлении. Эсмеральда протестует, клянясь в своей невиновности. «Ты будешь спасена, если станешь моей», – шепчет отчаявшейся девушке Клод Фролло. Но та с негодованием отталкивает его. Судья велит схватить Эсмеральду. Фролло торжествует. Во главе процессии он ведет цыганку в тюрьму. Любопытная толпа следует за ними, все напряженно ожидают развязки. Вбегает Гренгуар. Он пытается пробиться к Эсмеральде и спасти ее, но тщетно. Поэт безутешен.

Картина пятая «Праздник шутов»
На площадь врывается толпа нищих и бродяг, празднующих День шутов. Выбранный на этот день их королем, Квазимодо восседает на телеге в королевской мантии. Фролло с негодованием срывает с Квазимодо кощунственный наряд. Эсмеральду выводят из тюрьмы и ведут на казнь. Она прощается со всеми и просит Гренгуара похоронить ее с шарфом Феба. Клод Фролло снова предлагает Эсмеральде спасение в обмен на ее любовь. «Бог тебе судья», – отвечает Эсмеральда. Она готова к смерти и усердно молится.
В эту минуту появляется оправившийся от раны Феб. Он открывает изумленному народу истинного виновника злодейства: его хотел убить Клод Фролло, осужденная Эсмеральда невиновна! Она бросается в объятия возлюбленного.
Взбешенный архидьякон хватается за кинжал, но Квазимодо вырывает у него клинок и расправляется со злодеем, сбрасывая его в Сену. Эсмеральда отдает Фебу руку и сердце.
Маргарита Петрова
"Самарская газета"
12.12.2017
 
Татьяна Грузинцева
"Волжская коммуна"
Нотр-Дам с видом на Волгу
"Музыкальная жизнь" №3 (1184) март 2018.
Екатерина Бабурина

НЕСРАВНЕННАЯ «ЭСМЕРАЛЬДА»
"Музыкальный клондайк"
Валерий Иванов 
ЭСМЕРАЛЬДА, цыганка
ГРЕНГУАР, бедный поэт
ФЕБ ДЕ ШАТОПЕР, капитан королевских стрелков
КЛОД ФРОЛЛО, архидьякон Собора Парижской Богоматери
КВАЗИМОДО, звонарь Собора Парижской Богоматери
ФЛЕР-ДЕ-ЛИС, невеста Феба
АЛОИЗА ДЕ ГОНДЕЛОРЬЕ, мать Флер-де-Лис
ДИАНА, подруга Флер-де-лис
БЕРАНЖЕ, подруга Флер-де-Лис
КЛОПЕН ТРУЛЬФУ, главарь шайки бродяг
МЕГЕРА, подруга Клопена
Вальс старого Парижа (соло)
ПОДРУГИ ЭСМЕРАЛЬДЫ
ШУТЫ
ШУТИХИ
КАЛЕКИ
СУДЬЯ
ПАЛАЧ
ТРУБАЧИ
ЛАКЕИ
ГОСТИ на балу Флер-де-Лис, Grand pas des corbeilles (Танец с корзинками), Цыгане, Цыганки
СТРАЖНИКИ
МОНАХИНИ
ДЕТИ, ПАЖИ
Написать нам