Закрыть поиск

Бахчисарайский фонтан

Балет-поэма в 4 действиях с прологом и эпилогом 

Либретто Николая Волкова по одноименной поэме Александра Пушкина 
Хореография Ростислава Захарова (1934 год)

Мировая премьера - 1934 год.

Дирижёр-постановщик - главный дирижёр САТОБ Евгений Хохлов.
Балетмейстер-постановщик - заслуженная артистка России, лауреат премии «Золотая Маска» Дарья Павленко (Санкт-Петербург).
Ассистент балетмейстера-постановщика - Валерий Коньков.
Художник-постановщик - Андрей Войтенко (Санкт-Петербург) по эскизам Валентины Ходасевич (Большой театр, 1936).
Художник по костюмам - Татьяна Ногинова (Санкт-Петербург) по эскизам Валентины Ходасевич (Большой театр, 1936).
Художник по свету - Александр Наумов (Санкт-Петербург).

В 1824 году Александр Сергеевич Пушкин опубликовал поэму «Бахчисарайский фонтан», полную недомолвок и вопросов: яркие образы всплывают из ниоткуда и снова исчезают, предлагая читателю самому достроить историю. Именно это и сделали ровно сто лет спустя создатели балета «Бахчисарайский фонтан»: драматург Николай Волков (1894-1965), композитор и виднейший музыкальный просветитель Борис Асафьев (1884-1949), балетмейстер Ростислав Захаров (1907-1984), режиссер Сергей Радлов (1892-1958) и художница Валентина Ходасевич (1894―1970). Они создали цельную, драматургически выверенную историю, поставив музыку и танец на службу драме. Чисто хореографическая декоративность, которая главенствовала в балете до сих пор, уступила место психологической убедительности происходящего. Сюжет перестал быть поводом продемонстрировать публике танцы – напротив, танец стал воплощать в себе перипетии сюжета. Родился новый жанр: драматический балет. Его жемчужины – «Легенда о любви», «Спартак» и, конечно, «Ромео и Джульетта».
Два года спустя после ленинградской премьеры балет «Бахчисарайский фонтан» был поставлен в Большом театре. В том же 1936 году он появился в репертуаре Куйбышевского театра в постановке балетмейстера Александра Томского (1905-1970). В 1949 году постановку на сцене театра осуществила Наталья Данилова, в 1954 - Юрий Ковалёв, в 1969 - Эркки Танн, а в 1988 году - Елизавета Шипяцкая.
Нынешняя постановка «Бахчисарайского фонтана» в Самаре основана на сценографии Валентины Ходасевич к первым постановкам 1930-х годов и изначальной хореографии Ростислава Захарова, традиция которой не прерывалась в Мариинском театре все те 85 лет, что «Бахчисарайский фонтан» не сходит со сцены этого театра.



Действие происходит в Польше и Бахчисарае на рубеже XVIII-XIX веков

Пролог
Хан Гирей склонился перед мраморным фонтаном, воздвигнутым в память Марии в Бахчисарайском дворце.

Действие I
В замке князя Адама празднуют день рождения его дочери Марии. Оставив гостей, княжна проводит время со своим женихом Вацлавом.
Неожиданно из темноты появляется лазутчик татарского хана Гирея. Едва он успевает скрыться в зарослях парка, как вбегает выслеживающая его польская стража.
Под звуки полонеза в парк выходят гости князя Адама. В первой паре – сам князь со своей дочерью. Полонез сменяется мазуркой, танец следует за танцем.
Появляется раненый начальник стражи, который сообщает о набеге татар. Князь Адам призывает мужчин к оружию. Женщины укрываются в замке. Поляки готовятся с оружием в руках отразить натиск врага.
Татары поджигают замок. Поляки гибнут в схватке с врагами. Чудом уцелевшие Мария и Вацлав бегут сквозь пламя пожара и хаос сражения, но им преграждает дорогу хан Гирей. Вацлав бросается на Гирея, но падает, сраженный его кинжалом. Гирей срывает с Марии шаль и застывает в восхищении от ее красоты.

Действие II
Гарем хана Гирея в Бахчисарайском дворце. Среди многочисленных наложниц – любимая жена хана Зарема.
Звучат трубы. Гарем готовится встречать своего господина. Татары вернулись с богатой добычей, среди которой – пленница Мария.
Гирей в задумчивости входит в гарем. Напрасно Зарема пытается развлечь хана: он не замечает ее. Вдруг на лице Гирея вспыхивает радость: через зал проводят новую пленницу – польскую княжну. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея.
Тщетно наложницы пытаются развеселить хана, тщетно Зрема надеется вернуть его любовь. Отстранив Зарему, хан уходит. Зарема в отчаянии.

Действие III
Мария томится в опочивальне под охраной старой прислужницы. Лишь лютня напоминает польской княжне о прежней жизни, свободе, прошедшем счастье. В ее памяти воскресают воспоминания о родном доме и о Вацлаве.
Мечты Марии нарушает появление Гирея. Хан молит девушку принять его любовь и все богатства, которыми он владеет. Но Мария испытывает лишь страх и ненависть к человеку, убившему ее возлюбленного, родных и друзей. Гирей покорно удаляется.
Ночью в опочивальню проникает Зарема. Она обращается к Марии с горячей исповедью и требует, чтобы княжна оттолкнула от себя Гирея. Страстная речь Заремы непонятна Марии и пугает ее.
Зарема замечает забытую Гиреем тюбетейку. Значит, хан был здесь! Охваченная ревностью, Зарема бросается на Марию с кинжалом.
Гирей вбегает, но поздно: Зарема убивает Марию.
Двор в Бахчисарайском дворце. Все склонились перед мрачным Гиреем. Хана не радует ни возвращение татар после нового набега, ни новые прекрасные пленницы. Он дает знак, и Зарему бросают в пропасть.
Военачальник Гирея Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум воинственными плясками, но они не приносят хану забвения.

Эпилог
Гирей у Фонтана слез. Он не в силах изгнать из дум воспоминания о прекрасной Марии.
 
Балет-поэма в 4 действиях с прологом и эпилогом 

Либретто Николая Волкова по одноименной поэме Александра Пушкина 
Хореография Ростислава Захарова (1934 год)

Мировая премьера - 1934 год.

Дирижёр-постановщик - главный дирижёр САТОБ Евгений Хохлов.
Балетмейстер-постановщик - заслуженная артистка России, лауреат премии «Золотая Маска» Дарья Павленко (Санкт-Петербург).
Ассистент балетмейстера-постановщика - Валерий Коньков.
Художник-постановщик - Андрей Войтенко (Санкт-Петербург) по эскизам Валентины Ходасевич (Большой театр, 1936).
Художник по костюмам - Татьяна Ногинова (Санкт-Петербург) по эскизам Валентины Ходасевич (Большой театр, 1936).
Художник по свету - Александр Наумов (Санкт-Петербург).

В 1824 году Александр Сергеевич Пушкин опубликовал поэму «Бахчисарайский фонтан», полную недомолвок и вопросов: яркие образы всплывают из ниоткуда и снова исчезают, предлагая читателю самому достроить историю. Именно это и сделали ровно сто лет спустя создатели балета «Бахчисарайский фонтан»: драматург Николай Волков (1894-1965), композитор и виднейший музыкальный просветитель Борис Асафьев (1884-1949), балетмейстер Ростислав Захаров (1907-1984), режиссер Сергей Радлов (1892-1958) и художница Валентина Ходасевич (1894―1970). Они создали цельную, драматургически выверенную историю, поставив музыку и танец на службу драме. Чисто хореографическая декоративность, которая главенствовала в балете до сих пор, уступила место психологической убедительности происходящего. Сюжет перестал быть поводом продемонстрировать публике танцы – напротив, танец стал воплощать в себе перипетии сюжета. Родился новый жанр: драматический балет. Его жемчужины – «Легенда о любви», «Спартак» и, конечно, «Ромео и Джульетта».
Два года спустя после ленинградской премьеры балет «Бахчисарайский фонтан» был поставлен в Большом театре. В том же 1936 году он появился в репертуаре Куйбышевского театра в постановке балетмейстера Александра Томского (1905-1970). В 1949 году постановку на сцене театра осуществила Наталья Данилова, в 1954 - Юрий Ковалёв, в 1969 - Эркки Танн, а в 1988 году - Елизавета Шипяцкая.
Нынешняя постановка «Бахчисарайского фонтана» в Самаре основана на сценографии Валентины Ходасевич к первым постановкам 1930-х годов и изначальной хореографии Ростислава Захарова, традиция которой не прерывалась в Мариинском театре все те 85 лет, что «Бахчисарайский фонтан» не сходит со сцены этого театра.



Действие происходит в Польше и Бахчисарае на рубеже XVIII-XIX веков

Пролог
Хан Гирей склонился перед мраморным фонтаном, воздвигнутым в память Марии в Бахчисарайском дворце.

Действие I
В замке князя Адама празднуют день рождения его дочери Марии. Оставив гостей, княжна проводит время со своим женихом Вацлавом.
Неожиданно из темноты появляется лазутчик татарского хана Гирея. Едва он успевает скрыться в зарослях парка, как вбегает выслеживающая его польская стража.
Под звуки полонеза в парк выходят гости князя Адама. В первой паре – сам князь со своей дочерью. Полонез сменяется мазуркой, танец следует за танцем.
Появляется раненый начальник стражи, который сообщает о набеге татар. Князь Адам призывает мужчин к оружию. Женщины укрываются в замке. Поляки готовятся с оружием в руках отразить натиск врага.
Татары поджигают замок. Поляки гибнут в схватке с врагами. Чудом уцелевшие Мария и Вацлав бегут сквозь пламя пожара и хаос сражения, но им преграждает дорогу хан Гирей. Вацлав бросается на Гирея, но падает, сраженный его кинжалом. Гирей срывает с Марии шаль и застывает в восхищении от ее красоты.

Действие II
Гарем хана Гирея в Бахчисарайском дворце. Среди многочисленных наложниц – любимая жена хана Зарема.
Звучат трубы. Гарем готовится встречать своего господина. Татары вернулись с богатой добычей, среди которой – пленница Мария.
Гирей в задумчивости входит в гарем. Напрасно Зарема пытается развлечь хана: он не замечает ее. Вдруг на лице Гирея вспыхивает радость: через зал проводят новую пленницу – польскую княжну. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея.
Тщетно наложницы пытаются развеселить хана, тщетно Зрема надеется вернуть его любовь. Отстранив Зарему, хан уходит. Зарема в отчаянии.

Действие III
Мария томится в опочивальне под охраной старой прислужницы. Лишь лютня напоминает польской княжне о прежней жизни, свободе, прошедшем счастье. В ее памяти воскресают воспоминания о родном доме и о Вацлаве.
Мечты Марии нарушает появление Гирея. Хан молит девушку принять его любовь и все богатства, которыми он владеет. Но Мария испытывает лишь страх и ненависть к человеку, убившему ее возлюбленного, родных и друзей. Гирей покорно удаляется.
Ночью в опочивальню проникает Зарема. Она обращается к Марии с горячей исповедью и требует, чтобы княжна оттолкнула от себя Гирея. Страстная речь Заремы непонятна Марии и пугает ее.
Зарема замечает забытую Гиреем тюбетейку. Значит, хан был здесь! Охваченная ревностью, Зарема бросается на Марию с кинжалом.
Гирей вбегает, но поздно: Зарема убивает Марию.
Двор в Бахчисарайском дворце. Все склонились перед мрачным Гиреем. Хана не радует ни возвращение татар после нового набега, ни новые прекрасные пленницы. Он дает знак, и Зарему бросают в пропасть.
Военачальник Гирея Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум воинственными плясками, но они не приносят хану забвения.

Эпилог
Гирей у Фонтана слез. Он не в силах изгнать из дум воспоминания о прекрасной Марии.
 



powered by CACKLE
Партнеры
Написать нам