Закрыть поиск

Самара Шостакович Балет I: вечер балетов на музыку Дмитрия Шостаковича



I отделение: дивертисмент из балетных номеров и новый одноактный балет «Фортепианный концерт»
II отделение: одноактный балет «Ленинградская симфония»
________________________________________________________________

Дивертисмент

1. «Трагическое скерцо» – балетный номер на музыку второй части Десятой симфонии ми минор (1953, Op. 93). Поставлен в 1999 году хореографом Игорем Бельским (1925-1999), на тот момент художественным руководителем Академии русского балета имени Агриппины Вагановой, для отчетного концерта выпускников Академии. Эта работа стала для него последней.
Головокружительно быстрая музыка скерцо Десятой симфонии выстроена как непрерывная борьба, противостояние двух сил. И в танце, поставленном Бельским, показана попытка условных палачей-угнетателей уничтожить аллегорическую Свободу, сопротивление Свободы и ее финальное торжество.
2. «Старая фотография» – номер из балета «Страница прошлого» хореографа Дмитрия Брянцева (1947-2004). Этот спектакль, поставленный в Кировском (ныне Мариинском) театре в 1982 году, задумывался как предыстория «Ленинградской симфонии» и по замыслу хореографа представлял собой череду оживающих старых фотографий из жизни трех героев: Рабочего, Солдата и Матроса. На одной из них – той, что вошла в наш вечер балетов Шостаковича, – перед заводской проходной задорно отплясывал со своей девушкой Рабочий. В этом номере звучат четвертая и шестая части из Второй балетной сюиты Дмитрия Шостаковича (1951, Op. 89B).
3. «Спортивный танец западной комсомолки и четырех спортсменов» – номер из второго акта балета «Золотой век» (1930, Op.22). «Золотой век», заказанный ленинградским ГАТОБом (ныне – Мариинский театр), был призван совершить революцию в советском балетном искусстве, поэтому на его создание были брошены самые энергичные и креативные силы страны – не хуже, чем, например, на строительство Куйбышевского гидроузла. Оперный режиссер Александр Ивановский (1881-1968) написал залихватское либретто о том, как советская футбольная команда с приключениями ездила на западную выставку, называвшуюся «Золотой век». Мощную, насыщенную акробатикой хореографию создавали Василий Вайнонен (1901-1964), Владимир Чеснаков (1902-1942) и Леонид Якобсон (1904-1975). Именно Якобсон, которому еще предстояло прославиться как самому самобытному хореографу Советского союза, сочинил танец для квинтета спортсменов, в котором бесстрашно блистала совсем молодая Галина Уланова в роли комсомолки.
4. «Праздничный вальс» – номер в хореографии Фёдора Лопухова (1886-1973) на музыку первой части Балетной сюиты № 3 (1952, Op. 91С). Этот вальс был написан задолго до публикации сюиты, в 1934 году, и звучал в драматическом спектакле «Человеческая комедия» в театре имени Евгения Вахтангова, поставленного Александром Козловским и Борисом Щукиным.
5. «Танец с зонтиками» – номер на музыку пятой части Балетной сюиты №1, так называемого «Вальса-шутки». Этот вальс был написан в 1931 году для балета «Болт» (Op.27), спектакля с трагической судьбой: он тоже был создан по заказу ГАТОБа, пережил только одно представление и был стерт в порошок критикой. Для академической сцены сюжетная и эстетическая радикальность сатирического балета о происшествии на заводе оказалась чрезмерной даже на фоне тотального увлечения всем индустриальным. В 1973 году музыку «Вальса-шутки» использовал балетмейстер Максим Мартиросян (1931-2019), поставив «Танец с зонтиками» для учащихся Московского академического хореографического училища, которое он тогда возглавлял.

Балетмейстер-постановщик – главный приглашенный балетмейстер САТОБ Юрий Бурлака
Дирижёр-постановщик – главный дирижёр САТОБ Евгений Хохлов
Художник-постановщик – Александр Пырялин (по эскизам Леонида Чупятова к балету Фёдора Лопухова на музыку Владимира Дешевого «Красный вихрь», 1924)
Художник по костюмам – Елена Соловьёва
Художник по свету – Александр Наумов

________________________________________________________________

«Фортепианный концерт»

Одноактный неоклассический балет «Фортепианный концерт» – первая работа, которую для САТОБ создает Максим Петров, хореограф из Санкт-Петербурга, чьи балеты с 2015 года регулярно пополняют репертуар Мариинского театра.
Название балета определила музыка: концерт для фортепиано с оркестром № 1, до минор (Op. 35), написанный в 1933 году. Это совсем ранний Шостакович, пока не испытавший ударов разгромной критики 1936 года и антиформалистической кампании 1948; здесь он еще может себе позволить безоглядное музыкальное хулиганство: аллюзии к стилям композиторов-современников (Прокофьева, Стравинского, Рахманинова; Хиндемита, у которого подсмотрена идея солирующей трубы); прямые цитаты и из классиков (Бетховен, Малер, Гайдн), и из уличных песенок («Купите бублики» в первой части); намеки на собственную работу тапером в немом кино. И в то же время это Шостакович, который словно предчувствует уход беззаботных дней: с зажигательными быстрыми частями контрастируют задумчивые, рефлексирующие, почти трагические медленные; в головокружительных темпах временами слышна не беззаботность, а паника.
Эта музыка настолько насыщена драматургией сама по себе, что не нуждается в подтекстовке никакого сюжета, – зато диктует непростую хореографическую форму, следить за развитием которой зрителю предстоит очень внимательно.

Дирижёр-постановщик – главный дирижёр САТОБ Евгений Хохлов
Художники-сценографы – Настя Травкина и Сергей Жданов.
Художник по костюмам – лауреат премии «Золотая Маска» Татьяна Ногинова
Художник по свету – номинант премии «Золотая Маска» Константин Бинкин

________________________________________________________________

«Ленинградская симфония» 

Одноактный балет на музыку первой части Седьмой «Ленинградской» симфонии до мажор (1941, Op. 60). Премьера этой симфонии состоялась 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета. Балет, либретто и хореография которого созданы Игорем Бельским, на тот момент артистом балетной труппы театра имени Кирова (ныне Мариинский театр), был впервые представлен на сцене 14 апреля 1961 года. Оформление создавал художник-плакатист Михаил Гордон. «Ленинградская симфония» ознаменовала собой уход от реалистичности драматического балета предыдущей эпохи, 1930-х-1950-х годов, к новой, более абстрактной эстетике, в которой танцевальная структура строится сообразно музыкальной – эта эстетика получит название «хореографический симфонизм».
Балет состоит из трех частей: «Безмятежное счастье», «Нашествие», «Реквием». Его герои – Юноша и Девушка, чью безмятежную жизнь нарушает нашествие Варваров. Ценой жизни Юноша дает отпор врагам.
В Советском союзе этот балет ставился повсеместно. В Куйбышев спектакль пришел в 1986 году, постановку осуществлял сам Игорь Бельский, дирижером-постановщиком стал главный дирижер театра Александр Говоров. Как и новая постановка 2020 года, предыдущий спектакль был оформлен по мотивам сценографии Михаила Гордона. Возвращением «Ленинградской симфонии» на самарскую сцену руководит балетмейстер-репетитор Мариинского театра Вячеслав Хомяков.

Дирижёр-постановщик – Евгений Хохлов 
Художник-постановщик – Андрей Войтенко (по эскизам Михаила Гордона)
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова (по эскизам Михаила Гордона)
Художник по свету – Александр Наумов

Ближайшие балеты

  1. Цена билета: 200 - 1300 ₽
    8 ноября 2020, 18:30
    Купить / Забронировать билет
Жанр: Одноактные балеты
Название: Самара Шостакович Балет I: вечер балетов на музыку Дмитрия Шостаковича
Количество действий: 2
Дата премьеры: 07 ноября 2020
Возраст: 12+


I отделение: дивертисмент из балетных номеров и новый одноактный балет «Фортепианный концерт»
II отделение: одноактный балет «Ленинградская симфония»
________________________________________________________________

Дивертисмент

1. «Трагическое скерцо» – балетный номер на музыку второй части Десятой симфонии ми минор (1953, Op. 93). Поставлен в 1999 году хореографом Игорем Бельским (1925-1999), на тот момент художественным руководителем Академии русского балета имени Агриппины Вагановой, для отчетного концерта выпускников Академии. Эта работа стала для него последней.
Головокружительно быстрая музыка скерцо Десятой симфонии выстроена как непрерывная борьба, противостояние двух сил. И в танце, поставленном Бельским, показана попытка условных палачей-угнетателей уничтожить аллегорическую Свободу, сопротивление Свободы и ее финальное торжество.
2. «Старая фотография» – номер из балета «Страница прошлого» хореографа Дмитрия Брянцева (1947-2004). Этот спектакль, поставленный в Кировском (ныне Мариинском) театре в 1982 году, задумывался как предыстория «Ленинградской симфонии» и по замыслу хореографа представлял собой череду оживающих старых фотографий из жизни трех героев: Рабочего, Солдата и Матроса. На одной из них – той, что вошла в наш вечер балетов Шостаковича, – перед заводской проходной задорно отплясывал со своей девушкой Рабочий. В этом номере звучат четвертая и шестая части из Второй балетной сюиты Дмитрия Шостаковича (1951, Op. 89B).
3. «Спортивный танец западной комсомолки и четырех спортсменов» – номер из второго акта балета «Золотой век» (1930, Op.22). «Золотой век», заказанный ленинградским ГАТОБом (ныне – Мариинский театр), был призван совершить революцию в советском балетном искусстве, поэтому на его создание были брошены самые энергичные и креативные силы страны – не хуже, чем, например, на строительство Куйбышевского гидроузла. Оперный режиссер Александр Ивановский (1881-1968) написал залихватское либретто о том, как советская футбольная команда с приключениями ездила на западную выставку, называвшуюся «Золотой век». Мощную, насыщенную акробатикой хореографию создавали Василий Вайнонен (1901-1964), Владимир Чеснаков (1902-1942) и Леонид Якобсон (1904-1975). Именно Якобсон, которому еще предстояло прославиться как самому самобытному хореографу Советского союза, сочинил танец для квинтета спортсменов, в котором бесстрашно блистала совсем молодая Галина Уланова в роли комсомолки.
4. «Праздничный вальс» – номер в хореографии Фёдора Лопухова (1886-1973) на музыку первой части Балетной сюиты № 3 (1952, Op. 91С). Этот вальс был написан задолго до публикации сюиты, в 1934 году, и звучал в драматическом спектакле «Человеческая комедия» в театре имени Евгения Вахтангова, поставленного Александром Козловским и Борисом Щукиным.
5. «Танец с зонтиками» – номер на музыку пятой части Балетной сюиты №1, так называемого «Вальса-шутки». Этот вальс был написан в 1931 году для балета «Болт» (Op.27), спектакля с трагической судьбой: он тоже был создан по заказу ГАТОБа, пережил только одно представление и был стерт в порошок критикой. Для академической сцены сюжетная и эстетическая радикальность сатирического балета о происшествии на заводе оказалась чрезмерной даже на фоне тотального увлечения всем индустриальным. В 1973 году музыку «Вальса-шутки» использовал балетмейстер Максим Мартиросян (1931-2019), поставив «Танец с зонтиками» для учащихся Московского академического хореографического училища, которое он тогда возглавлял.

Балетмейстер-постановщик – главный приглашенный балетмейстер САТОБ Юрий Бурлака
Дирижёр-постановщик – главный дирижёр САТОБ Евгений Хохлов
Художник-постановщик – Александр Пырялин (по эскизам Леонида Чупятова к балету Фёдора Лопухова на музыку Владимира Дешевого «Красный вихрь», 1924)
Художник по костюмам – Елена Соловьёва
Художник по свету – Александр Наумов

________________________________________________________________

«Фортепианный концерт»

Одноактный неоклассический балет «Фортепианный концерт» – первая работа, которую для САТОБ создает Максим Петров, хореограф из Санкт-Петербурга, чьи балеты с 2015 года регулярно пополняют репертуар Мариинского театра.
Название балета определила музыка: концерт для фортепиано с оркестром № 1, до минор (Op. 35), написанный в 1933 году. Это совсем ранний Шостакович, пока не испытавший ударов разгромной критики 1936 года и антиформалистической кампании 1948; здесь он еще может себе позволить безоглядное музыкальное хулиганство: аллюзии к стилям композиторов-современников (Прокофьева, Стравинского, Рахманинова; Хиндемита, у которого подсмотрена идея солирующей трубы); прямые цитаты и из классиков (Бетховен, Малер, Гайдн), и из уличных песенок («Купите бублики» в первой части); намеки на собственную работу тапером в немом кино. И в то же время это Шостакович, который словно предчувствует уход беззаботных дней: с зажигательными быстрыми частями контрастируют задумчивые, рефлексирующие, почти трагические медленные; в головокружительных темпах временами слышна не беззаботность, а паника.
Эта музыка настолько насыщена драматургией сама по себе, что не нуждается в подтекстовке никакого сюжета, – зато диктует непростую хореографическую форму, следить за развитием которой зрителю предстоит очень внимательно.

Дирижёр-постановщик – главный дирижёр САТОБ Евгений Хохлов
Художники-сценографы – Настя Травкина и Сергей Жданов.
Художник по костюмам – лауреат премии «Золотая Маска» Татьяна Ногинова
Художник по свету – номинант премии «Золотая Маска» Константин Бинкин

________________________________________________________________

«Ленинградская симфония» 

Одноактный балет на музыку первой части Седьмой «Ленинградской» симфонии до мажор (1941, Op. 60). Премьера этой симфонии состоялась 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета. Балет, либретто и хореография которого созданы Игорем Бельским, на тот момент артистом балетной труппы театра имени Кирова (ныне Мариинский театр), был впервые представлен на сцене 14 апреля 1961 года. Оформление создавал художник-плакатист Михаил Гордон. «Ленинградская симфония» ознаменовала собой уход от реалистичности драматического балета предыдущей эпохи, 1930-х-1950-х годов, к новой, более абстрактной эстетике, в которой танцевальная структура строится сообразно музыкальной – эта эстетика получит название «хореографический симфонизм».
Балет состоит из трех частей: «Безмятежное счастье», «Нашествие», «Реквием». Его герои – Юноша и Девушка, чью безмятежную жизнь нарушает нашествие Варваров. Ценой жизни Юноша дает отпор врагам.
В Советском союзе этот балет ставился повсеместно. В Куйбышев спектакль пришел в 1986 году, постановку осуществлял сам Игорь Бельский, дирижером-постановщиком стал главный дирижер театра Александр Говоров. Как и новая постановка 2020 года, предыдущий спектакль был оформлен по мотивам сценографии Михаила Гордона. Возвращением «Ленинградской симфонии» на самарскую сцену руководит балетмейстер-репетитор Мариинского театра Вячеслав Хомяков.

Дирижёр-постановщик – Евгений Хохлов 
Художник-постановщик – Андрей Войтенко (по эскизам Михаила Гордона)
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова (по эскизам Михаила Гордона)
Художник по свету – Александр Наумов



powered by CACKLE
Партнеры
Написать нам