Закрыть поиск

Гроза (Большой драматический театр им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербург)



ГРОЗА
Спектакль Андрея Могучего 

Приз зрительских симпатий XXVI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» (2016).

Премия Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал» (2017).

Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» (2017)
в номинации «Лучшая работа режиссера» (Андрей Могучий).

Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (2017) в номинациях:
«Лучший спектакль на большой сцене», «Лучшая работа режиссера» (Андрей Могучий),
«Лучшая роль второго плана» (Анатолий Петров).

Впервые за столетнюю историю в БДТ им. Г.А. Товстоногова поставили «Грозу» по одноименной пьесе создателя русского театра и национальной драматургии А.Н. Островского. Соавторы спектакля — режиссер Андрей Могучий, композитор Александр Маноцков и художник Вера Мартынов — с современных позиций обращаются к истокам отечественного театра — театра исполнительного, существовавшего до эпохи Станиславского и традиций психологического театра, открывая новые грани музыкально-поэтического текста Островского.

«Гроза» Андрея Могучего — это тонкая игра актеров БДТ в аутентичный, архаичный русский театр времен Островского, театр прямого высказывания, обращения к зрителю, театр площадной и балаганный, открытого чувства и эмоции. В спектакле участвуют народная артистка России Марина Игнатова (Кабаниха), Виктория Артюхова (Катерина), Алексей Винников (Тихон), Дмитрий Воробьев (Дикой), заслуженная артистка России Мария Лаврова (Феклуша), заслуженный артист России Анатолий Петров (Кулигин), народная артистка России Ируте Венгалите (Барыня) и другие артисты труппы БДТ им. Г.А. Товстоногова. Роль Бориса Григорьевича исполняет ведущий солист оперной труппы Михайловского театра Александр Кузнецов.

«Гроза» Андрея Могучего — это звучание подлинного, очень мелодичного текста Островского, усиленное музыкой, особым говором и ритмической сеткой русского речитатива. Еще Мейерхольд и Таиров обратили внимание на музыкальность Островского, фольклорную ритмику «Грозы», и теперь благодаря композитору Александру Маноцкову удалось вписать прозу пьесы в ноты.

«Гроза» Андрея Могучего открывает внебытовую театральность пьесы Островского. Это шкатулочная мистерия, житие Катерины и других обывателей волжского Калинова между адом и раем в стилизованном под палех лакированном пространстве сцены. Это метафизика темного русского царства, страшная сказка, оживающая в кромешной тьме и вопиющей черноте сценографии Веры Мартынов.

«Гроза» Андрея Могучего — это многослойные пласты русского мифа, традиций великих и порочных, вскрытых Островским и по-прежнему актуальных; это русская интерпретация классической трагедии как конфликта между долгом и чувством, безудержной страстью и неистовой верой.


Андрей Могучий, режиссер-постановщик:

«В "Грозе" практически нет развития характеров — это почти лубок. Как только я ощутил жанр, мы и стали в эту сторону двигаться. И как только текст Островского зазвучал не в бытовом решении, он зазвучал фантастически — стал и поэтическим, и метафорическим, и совершенно современным. Он стал слышим, и стало понятно, что спектакль может быть и должен быть театром текста, а не театром ситуации и бытописательства, — это для меня самого было настоящим художественным открытием. Островский создавал особую культуру русского театра. Но впоследствии, с появлением фигуры Станиславского и в связи с мощнейшим феноменом русского психологического театра, эта культура была подзабыта. Мы занимались, с одной стороны, текстом Островского, реконструкцией его звучания, с другой стороны, придумывали условный архаичный допсихологический театр, который оказался мистериальным на своем уровне».

Вера Мартынов, художник:

«Могучий сказал сразу: давай сделаем спектакль без декораций. Меня очень увлекают проекты совсем без декораций, отсутствие декораций смещает фокус на само пространство, мне нравится ощущать архитектуру или ее отсутствие. Вижу в этом красоту и свободу. В театре, конечно, условность — без декораций. Сама сцена — уже огромная сложная декорация. В «Грозе» мы намеренно пошли на сочетание историчности и минимализма, замаскированного максимализма. И тут возник палех. Абсурд, лаконичность и метафоричность — самые интересные качества этой живописной техники. Стремление вылезти из лакированной шкатулочки в архитектуру или театр мне нравится, я только слегка помогла этому процессу».

Александр Маноцков, композитор:

«В спектакле "Гроза" я работаю тем способом, каким и должен, в принципе, работать композитор в театре: как оперный композитор. Андрею Могучему пришла в голову идея, что роль Бориса — оперная; соответственно, поёт эту роль, по нотам, в сопровождении живых инструментов, оперный певец. Он как бы носит оперу с собой: она возникает в спектакле то на время его отдельных реплик, то на время больших эпизодов с его участием; Катерина в сценах с Борисом тоже поёт. Музыкально — в более широком смысле — существуют и все остальные исполнители. Мы придумали особую ритмо-интонационную эстетику, отсылающую к "достаниславскому" способу существования артиста в традиционном театре. Это органично тексту, написанному до возникновения "психологического" театра».

Светлана Грибанова, художник по костюмам:

«В Российском этнографическом музее я сделала много фотографий экспонатов, зарисовок деталей одежды. Но мы не стремились к этнографической точности. Город Калинов — мифический город, темное царство, и народ в нем живет ненастоящий. Поэтому через костюм мы хотели выразить не статус, положение или место проживания героя, а именно образ. У замужней Катерины, у незамужней Вари и у вдовы Кабанихи одинаковые головные уборы — такого не бывало на Руси. Но у Катерины головной убор в форме «солнца». У Вари — «козьи рога», которыми она бодается. А у Марфы Игнатьевны — кокошник, который превращает фигуру в готический храм, с его вертикалью, стремящейся в небо».

Творческая группа и исполнители
Режиссер-постановщик Андрей Могучий
Композитор Александр Маноцков
Художник Вера Мартынов
Художник по костюмам Светлана Грибанова
Художник по свету Стас Свистунович
Ассистенты режиссера
Александр Артемов,
Светлана Щагина

Звукорежиссер
Алексей Титов

Музыкальный руководитель Анна Вишнякова
Постановщики трюков
Максим Пахомов
Роман Каганович

Машинисты сцены
Дмитрий Азаров
Валерий Иванов
Дмитрий Калинин
Виктор Кульгускин
Роман Кульгускин
Дмитрий Русинов
Андриас Спиркович

Помощник режиссера
Людмила Кузнецова

Выпускающий заведующий
художественно-постановочной частью
Андрей Кудряшов

Выпускающий продюсер Екатерина Арсеньева

В спектакле использованы фрагменты русской народной песни «Калинка» в исполнении Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А. В. Александрова, а также фрагмент из оперы «Русалка» Антонина Дворжака.

Для создания занавесов использованы мотивы лаковых миниатюр мастеров Палеха П. Д. Баженова, И. М. Баканова, Д. Н. Буторина, И. И. Голикова, А. А. Дыдыкина, Н. М. Зиновьева, И. И. Зубкова, А. В. Котухина, А. М. Куркина, Е. А. Сивякова, миниатюр из коллекции А. Добровинского.

Над занавесом «Житие Катерины» работала художник Светлана Короленко.

Премьера спектакля состоялась 16 июня 2016 года.

Спектакль предназначен для зрителей старше 16 лет.

Продолжительность спектакля — 2 часа 15 минут
с одним антрактом.

«Большие гастроли» БДТ им. Г.А.Товстоногова реализуются ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ

Жанр: Драматический спектакль
Язык: русский
Название: Гроза (Большой драматический театр им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербург)
Продолжительность: 2 часа 15 мин
Количество действий: 2
Возраст: 16+


ГРОЗА
Спектакль Андрея Могучего 

Приз зрительских симпатий XXVI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» (2016).

Премия Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал» (2017).

Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» (2017)
в номинации «Лучшая работа режиссера» (Андрей Могучий).

Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (2017) в номинациях:
«Лучший спектакль на большой сцене», «Лучшая работа режиссера» (Андрей Могучий),
«Лучшая роль второго плана» (Анатолий Петров).

Впервые за столетнюю историю в БДТ им. Г.А. Товстоногова поставили «Грозу» по одноименной пьесе создателя русского театра и национальной драматургии А.Н. Островского. Соавторы спектакля — режиссер Андрей Могучий, композитор Александр Маноцков и художник Вера Мартынов — с современных позиций обращаются к истокам отечественного театра — театра исполнительного, существовавшего до эпохи Станиславского и традиций психологического театра, открывая новые грани музыкально-поэтического текста Островского.

«Гроза» Андрея Могучего — это тонкая игра актеров БДТ в аутентичный, архаичный русский театр времен Островского, театр прямого высказывания, обращения к зрителю, театр площадной и балаганный, открытого чувства и эмоции. В спектакле участвуют народная артистка России Марина Игнатова (Кабаниха), Виктория Артюхова (Катерина), Алексей Винников (Тихон), Дмитрий Воробьев (Дикой), заслуженная артистка России Мария Лаврова (Феклуша), заслуженный артист России Анатолий Петров (Кулигин), народная артистка России Ируте Венгалите (Барыня) и другие артисты труппы БДТ им. Г.А. Товстоногова. Роль Бориса Григорьевича исполняет ведущий солист оперной труппы Михайловского театра Александр Кузнецов.

«Гроза» Андрея Могучего — это звучание подлинного, очень мелодичного текста Островского, усиленное музыкой, особым говором и ритмической сеткой русского речитатива. Еще Мейерхольд и Таиров обратили внимание на музыкальность Островского, фольклорную ритмику «Грозы», и теперь благодаря композитору Александру Маноцкову удалось вписать прозу пьесы в ноты.

«Гроза» Андрея Могучего открывает внебытовую театральность пьесы Островского. Это шкатулочная мистерия, житие Катерины и других обывателей волжского Калинова между адом и раем в стилизованном под палех лакированном пространстве сцены. Это метафизика темного русского царства, страшная сказка, оживающая в кромешной тьме и вопиющей черноте сценографии Веры Мартынов.

«Гроза» Андрея Могучего — это многослойные пласты русского мифа, традиций великих и порочных, вскрытых Островским и по-прежнему актуальных; это русская интерпретация классической трагедии как конфликта между долгом и чувством, безудержной страстью и неистовой верой.


Андрей Могучий, режиссер-постановщик:

«В "Грозе" практически нет развития характеров — это почти лубок. Как только я ощутил жанр, мы и стали в эту сторону двигаться. И как только текст Островского зазвучал не в бытовом решении, он зазвучал фантастически — стал и поэтическим, и метафорическим, и совершенно современным. Он стал слышим, и стало понятно, что спектакль может быть и должен быть театром текста, а не театром ситуации и бытописательства, — это для меня самого было настоящим художественным открытием. Островский создавал особую культуру русского театра. Но впоследствии, с появлением фигуры Станиславского и в связи с мощнейшим феноменом русского психологического театра, эта культура была подзабыта. Мы занимались, с одной стороны, текстом Островского, реконструкцией его звучания, с другой стороны, придумывали условный архаичный допсихологический театр, который оказался мистериальным на своем уровне».

Вера Мартынов, художник:

«Могучий сказал сразу: давай сделаем спектакль без декораций. Меня очень увлекают проекты совсем без декораций, отсутствие декораций смещает фокус на само пространство, мне нравится ощущать архитектуру или ее отсутствие. Вижу в этом красоту и свободу. В театре, конечно, условность — без декораций. Сама сцена — уже огромная сложная декорация. В «Грозе» мы намеренно пошли на сочетание историчности и минимализма, замаскированного максимализма. И тут возник палех. Абсурд, лаконичность и метафоричность — самые интересные качества этой живописной техники. Стремление вылезти из лакированной шкатулочки в архитектуру или театр мне нравится, я только слегка помогла этому процессу».

Александр Маноцков, композитор:

«В спектакле "Гроза" я работаю тем способом, каким и должен, в принципе, работать композитор в театре: как оперный композитор. Андрею Могучему пришла в голову идея, что роль Бориса — оперная; соответственно, поёт эту роль, по нотам, в сопровождении живых инструментов, оперный певец. Он как бы носит оперу с собой: она возникает в спектакле то на время его отдельных реплик, то на время больших эпизодов с его участием; Катерина в сценах с Борисом тоже поёт. Музыкально — в более широком смысле — существуют и все остальные исполнители. Мы придумали особую ритмо-интонационную эстетику, отсылающую к "достаниславскому" способу существования артиста в традиционном театре. Это органично тексту, написанному до возникновения "психологического" театра».

Светлана Грибанова, художник по костюмам:

«В Российском этнографическом музее я сделала много фотографий экспонатов, зарисовок деталей одежды. Но мы не стремились к этнографической точности. Город Калинов — мифический город, темное царство, и народ в нем живет ненастоящий. Поэтому через костюм мы хотели выразить не статус, положение или место проживания героя, а именно образ. У замужней Катерины, у незамужней Вари и у вдовы Кабанихи одинаковые головные уборы — такого не бывало на Руси. Но у Катерины головной убор в форме «солнца». У Вари — «козьи рога», которыми она бодается. А у Марфы Игнатьевны — кокошник, который превращает фигуру в готический храм, с его вертикалью, стремящейся в небо».

Творческая группа и исполнители
Режиссер-постановщик Андрей Могучий
Композитор Александр Маноцков
Художник Вера Мартынов
Художник по костюмам Светлана Грибанова
Художник по свету Стас Свистунович
Ассистенты режиссера
Александр Артемов,
Светлана Щагина

Звукорежиссер
Алексей Титов

Музыкальный руководитель Анна Вишнякова
Постановщики трюков
Максим Пахомов
Роман Каганович

Машинисты сцены
Дмитрий Азаров
Валерий Иванов
Дмитрий Калинин
Виктор Кульгускин
Роман Кульгускин
Дмитрий Русинов
Андриас Спиркович

Помощник режиссера
Людмила Кузнецова

Выпускающий заведующий
художественно-постановочной частью
Андрей Кудряшов

Выпускающий продюсер Екатерина Арсеньева

В спектакле использованы фрагменты русской народной песни «Калинка» в исполнении Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А. В. Александрова, а также фрагмент из оперы «Русалка» Антонина Дворжака.

Для создания занавесов использованы мотивы лаковых миниатюр мастеров Палеха П. Д. Баженова, И. М. Баканова, Д. Н. Буторина, И. И. Голикова, А. А. Дыдыкина, Н. М. Зиновьева, И. И. Зубкова, А. В. Котухина, А. М. Куркина, Е. А. Сивякова, миниатюр из коллекции А. Добровинского.

Над занавесом «Житие Катерины» работала художник Светлана Короленко.

Премьера спектакля состоялась 16 июня 2016 года.

Спектакль предназначен для зрителей старше 16 лет.

Продолжительность спектакля — 2 часа 15 минут
с одним антрактом.

«Большие гастроли» БДТ им. Г.А.Товстоногова реализуются ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ

Написать нам