Закрыть поиск
Джакомо Пуччини (1858-1924)

Либретто Луиджи Иллики (1857-1919) и Джузеппе Джакозы (1847-1906)
по мотивам романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» (1851)

Мировая премьера: 1 февраля 1896 года, театр Реджо, Турин


Пути оперных сюжетов неисповедимы. В 1851 году французский писатель Анри Мюрже издал книгу «Сцены из жизни богемы» – сборник рассказов, в которых колоритно и с иронией описывал жизнь безденежной и беспутной творческой молодежи Парижа. Прошло полвека, и театру понадобились сюжеты из жизни обычных людей, а не легендарных героев и волшебных существ. Вот только потребность в сильных и искренних чувствах никуда не делась. И бездарные парижские фрилансеры, выясняющие отношения со своими легкомысленными любовницами, преобразились ради итальянских оперных подмостков в трагических персонажей. В итоге получилась одна из самых популярных опер в мире.

Молодой Пуччини – не хуже прототипов своих героев – сам стремился к славе и заработкам любой ценой. Проект «Богемы» он выхватил из-под носа коллеги-композитора Руджеро Леонкавалло (автора единственного хита – оперы «Паяцы»). Не отказываясь совсем от цинизма Мюрже, Пуччини и тандем его либреттистов сделали акцент на любовных отношениях, которые начинаются легко и стремительно, а заканчиваются медленной неотвратимой трагедией. На «Богеме» Пуччини отточил свой фирменный эмоциональный саспенс, свои приемы мелодической пытки, которую слушатель снова и снова хочет выслушать до конца. Прошло уже больше века, но историю о любви, расцветшей и замерзшей в парижской мансарде, продолжают рассказывать во всех оперных театрах. И каждый раз невозможно нащупать грань, за которой легкое отношение к себе и к жизни должно уступить место чему-то большому и важному – пока не стало слишком поздно.

В Самаре «Богема» ставилась прежде только два раза: постановку 1954 года делали режиссер Семён Штейн, дирижер Савелий Бергольц и художник Юрий Бабичев; спектакль 1996 года, приуроченный к 100-летию первого исполнения оперы, стал самарским дебютом режиссера Георгия Исаакяна, в команду которого входили дирижер Владимир Коваленко и художник Вячеслав Окунев. Нынешняя постановка Марины Шапкиной открыла Фестиваль в честь 160-летия Джакомо Пуччини, проходивший в Самаре с 16 по 25 ноября 2018 года.

Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Режиссер-постановщик – Марина Шапкина
Художник-постановщик – Елена Соловьева
Ассистент режиссера – Наталья Беляева


Сцена первая
Парижская мансарда, где живут художник Марсель и поэт Рудольф. Им слишком холодно, чтобы работать, а топить нечем – денег нет. Рудольф жертвует на растопку рукопись своей пьесы, и друзьям удается немного согреться. Входит их товарищ, философ Коллен, такой же нищий, и греется вместе с ними. Потом появляется еще один член компании – музыкант Шонар. Он сумел разжиться деньгами и приглашает друзей обедать в Латинский квартал. Но сперва нужно найти способ отделаться от домовладельца Бенуа, которому обитатели мансарды изрядно задолжали. Когда наконец все уходят развлекаться, Рудольф остается, чтобы дописать статью. У него ничего не получается: нет вдохновения.
Внезапно раздается стук в дверь. В мансарду пришла девушка, хрупкая и слабая. Она просит у Рудольфа огня, чтобы зажечь свечу. Потом возвращается, потому что выронила в мансарде ключ от своей комнаты. Совместные поиски ключа в темноте переходят в знакомство. Рудольф рассказывает Мими о себе: он поэт. Мими в ответ рассказывает о себе: она любит поэзию. Это любовь с первого взгляда. Вдвоем влюбленные идут к друзьям Рудольфа в Латинский квартал.

Сцена вторая
В кафе Латинского квартала Рудольф представляет Мими своим друзьям. Мимо проходит продавец игрушек Парпиньоль. Рудольф покупает у него подарок для Мими.
Появляется кокетливая Мюзетта в сопровождении своего содержателя Альциндора. Когда-то Мюзетта была возлюбленной Марселя. Обоим не дает покоя прежнее чувство. Мюзетта всячески пытается привлечь внимание Марселя. Когда ей это удается, она сплавляет Альциндора прочь под надуманным предлогом и кидается в объятия художника.
Друзья покидают кафе, оставив свой счет Альциндору.

Сцена третья
Мими приходит к Марселю и жалуется, что ее отношения с Рудольфом зашли в тупик, но и расстаться они не могут. Она просит Марселя о помощи, а от Рудольфа прячется, когда он сам приходит поговорить с Марселем. Рудольф сперва сетует на ветреность Мими, но Марсель не верит ему. Приходится сказать правду: Мими тяжело больна, она умирает, а Рудольф не может о ней позаботиться.
Мими все слышит и принимает решение Рудольфа расстаться. Она просит лишь, чтобы Рудольф вспоминал о ней. Марсель и Мюзетта в это время ссорятся и тоже расстаются.

Сцена четвертая
Рудольф и Марсель в своей мансарде тоскуют о возлюбленных. Приходят Коллен и Шонар, и все вместе друзья шутками и смехом сдабривают свое безденежье. Вбегает Мюзетта и говорит, что Мими плохо. Друзья пытаются помочь Мими, но у них нет ни еды, ни огня. Мюзетта готова продать ради Мими свои серьги, Коллен – свой плащ. Мюзетта и Марсель идут за лекарствами. А Рудольф только вспоминает, как они с Мими познакомились.
Мими засыпает, и Рудольф думает, что ей лучше. На самом же деле Мими покидает его навсегда.
Рудольф, поэт
Мими, муза Рудольфа
Марсель, художник
Мюзетта, возлюбленная Марселя
Шонар, музыкант
Коллен, философ
Альциндор, содержатель Мюзетты
Парпиньоль, продавец игрушек
Дети
Жанр: Опера
Язык: Итальянский с супратитрами
Оригинальное название: La bohème
Название: Богема
Продолжительность: 2 часа
Количество действий: 2
Дата премьеры: 16 ноября 2018
Возраст: 16+
Джакомо Пуччини (1858-1924)

Либретто Луиджи Иллики (1857-1919) и Джузеппе Джакозы (1847-1906)
по мотивам романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» (1851)

Мировая премьера: 1 февраля 1896 года, театр Реджо, Турин


Пути оперных сюжетов неисповедимы. В 1851 году французский писатель Анри Мюрже издал книгу «Сцены из жизни богемы» – сборник рассказов, в которых колоритно и с иронией описывал жизнь безденежной и беспутной творческой молодежи Парижа. Прошло полвека, и театру понадобились сюжеты из жизни обычных людей, а не легендарных героев и волшебных существ. Вот только потребность в сильных и искренних чувствах никуда не делась. И бездарные парижские фрилансеры, выясняющие отношения со своими легкомысленными любовницами, преобразились ради итальянских оперных подмостков в трагических персонажей. В итоге получилась одна из самых популярных опер в мире.

Молодой Пуччини – не хуже прототипов своих героев – сам стремился к славе и заработкам любой ценой. Проект «Богемы» он выхватил из-под носа коллеги-композитора Руджеро Леонкавалло (автора единственного хита – оперы «Паяцы»). Не отказываясь совсем от цинизма Мюрже, Пуччини и тандем его либреттистов сделали акцент на любовных отношениях, которые начинаются легко и стремительно, а заканчиваются медленной неотвратимой трагедией. На «Богеме» Пуччини отточил свой фирменный эмоциональный саспенс, свои приемы мелодической пытки, которую слушатель снова и снова хочет выслушать до конца. Прошло уже больше века, но историю о любви, расцветшей и замерзшей в парижской мансарде, продолжают рассказывать во всех оперных театрах. И каждый раз невозможно нащупать грань, за которой легкое отношение к себе и к жизни должно уступить место чему-то большому и важному – пока не стало слишком поздно.

В Самаре «Богема» ставилась прежде только два раза: постановку 1954 года делали режиссер Семён Штейн, дирижер Савелий Бергольц и художник Юрий Бабичев; спектакль 1996 года, приуроченный к 100-летию первого исполнения оперы, стал самарским дебютом режиссера Георгия Исаакяна, в команду которого входили дирижер Владимир Коваленко и художник Вячеслав Окунев. Нынешняя постановка Марины Шапкиной открыла Фестиваль в честь 160-летия Джакомо Пуччини, проходивший в Самаре с 16 по 25 ноября 2018 года.

Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Режиссер-постановщик – Марина Шапкина
Художник-постановщик – Елена Соловьева
Ассистент режиссера – Наталья Беляева


Сцена первая
Парижская мансарда, где живут художник Марсель и поэт Рудольф. Им слишком холодно, чтобы работать, а топить нечем – денег нет. Рудольф жертвует на растопку рукопись своей пьесы, и друзьям удается немного согреться. Входит их товарищ, философ Коллен, такой же нищий, и греется вместе с ними. Потом появляется еще один член компании – музыкант Шонар. Он сумел разжиться деньгами и приглашает друзей обедать в Латинский квартал. Но сперва нужно найти способ отделаться от домовладельца Бенуа, которому обитатели мансарды изрядно задолжали. Когда наконец все уходят развлекаться, Рудольф остается, чтобы дописать статью. У него ничего не получается: нет вдохновения.
Внезапно раздается стук в дверь. В мансарду пришла девушка, хрупкая и слабая. Она просит у Рудольфа огня, чтобы зажечь свечу. Потом возвращается, потому что выронила в мансарде ключ от своей комнаты. Совместные поиски ключа в темноте переходят в знакомство. Рудольф рассказывает Мими о себе: он поэт. Мими в ответ рассказывает о себе: она любит поэзию. Это любовь с первого взгляда. Вдвоем влюбленные идут к друзьям Рудольфа в Латинский квартал.

Сцена вторая
В кафе Латинского квартала Рудольф представляет Мими своим друзьям. Мимо проходит продавец игрушек Парпиньоль. Рудольф покупает у него подарок для Мими.
Появляется кокетливая Мюзетта в сопровождении своего содержателя Альциндора. Когда-то Мюзетта была возлюбленной Марселя. Обоим не дает покоя прежнее чувство. Мюзетта всячески пытается привлечь внимание Марселя. Когда ей это удается, она сплавляет Альциндора прочь под надуманным предлогом и кидается в объятия художника.
Друзья покидают кафе, оставив свой счет Альциндору.

Сцена третья
Мими приходит к Марселю и жалуется, что ее отношения с Рудольфом зашли в тупик, но и расстаться они не могут. Она просит Марселя о помощи, а от Рудольфа прячется, когда он сам приходит поговорить с Марселем. Рудольф сперва сетует на ветреность Мими, но Марсель не верит ему. Приходится сказать правду: Мими тяжело больна, она умирает, а Рудольф не может о ней позаботиться.
Мими все слышит и принимает решение Рудольфа расстаться. Она просит лишь, чтобы Рудольф вспоминал о ней. Марсель и Мюзетта в это время ссорятся и тоже расстаются.

Сцена четвертая
Рудольф и Марсель в своей мансарде тоскуют о возлюбленных. Приходят Коллен и Шонар, и все вместе друзья шутками и смехом сдабривают свое безденежье. Вбегает Мюзетта и говорит, что Мими плохо. Друзья пытаются помочь Мими, но у них нет ни еды, ни огня. Мюзетта готова продать ради Мими свои серьги, Коллен – свой плащ. Мюзетта и Марсель идут за лекарствами. А Рудольф только вспоминает, как они с Мими познакомились.
Мими засыпает, и Рудольф думает, что ей лучше. На самом же деле Мими покидает его навсегда.
Рудольф, поэт
Мими, муза Рудольфа
Марсель, художник
Мюзетта, возлюбленная Марселя
Шонар, музыкант
Коллен, философ
Альциндор, содержатель Мюзетты
Парпиньоль, продавец игрушек
Дети
Написать нам