Закрыть поиск

Спящая красавица

Петр Чайковский (1840-1893)
Либретто Ивана Всеволожского (1835-1909) и Мариуса Петипа (1818-1010) по сказкам Шарля Перро (1628-1703).
Хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева (1910-1992).
Мировая премьера: 3 января 1890, Мариинский театр.




Премьера новой постановки в Самаре: 18 марта 2011

Балетмейстер-постановщик – Габриэла Комлева 
Ассистент балетмейстера – Елена Воронцова 
Дирижер-постановщик – Владимир Коваленко
Художник-постановщик и художник по костюмам – Вячеслав Окунев

«Спящая красавица» создавалась Чайковским в 1888-1889 годах, вскоре после окончания «Чародейки» (1887) и Пятой симфонии (1888) и накануне создания «Пиковой дамы» (1890). Поводом для возникновения нового балета явился заказ директора императорских театров Ивана Всеволожского.

Постановку осуществлял выдающийся российский балетмейстер Мариус Петипа.

Первый спектакль «Спящей красавицы» состоялся 3 января 1890 года на петербургской сцене. Брат композитора, Модест Чайковский, писал вскоре после первых представлений: «…Успех был колоссальный, но выказавшийся, так же как и успех "Евгения Онегина", не в бурных проявлениях восторга во время представлений, а в бесконечном ряде полных сборов».

В основу либретто «Спящей красавицы» положена одна из самых популярных сказок Шарля Перро. Общий глубоко гуманистический смысл сюжета – преодоление злых чар победоносной силой добрых чувств, силой любви, дружбы и преданности.

В «Спящей красавице» воплощен почти исключительно «светлый» Чайковский – Чайковский торжественных любовных кантилен, жизнерадостной, блестящей, лирически изящной танцевальности. Это мир светлой романтики, который живет и в операх, и в симфониях Чайковского.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПРОЛОГ

     Во дворце короля Флорестана празднество в честь крестин новорождённой дочери – принцессы Авроры. В сопровождении придворных появляются счастливые родители и гости. Добрые феи наделяют виновницу торжества лучшими человеческими качествами, предсказывая ей счастливую судьбу. Атмосферу праздника нарушает вторжение злобной Феи Карабос. Её забыли пригласить, и потому она мстит обидчикам: предрекает прекрасной принцессе гибель от укола спицей.  Фея Сирени смягчает это проклятье: Аврора не умрёт, а лишь уснёт. Настанет день, когда молодой принц, очарованный красотой девушки, поцелуем вернёт её к жизни.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

     Прошло 16 лет. Снова собрались гости. Тут и владетельные принцы – претенденты на руку и сердце юной Авроры. Они поражены её красотой. Принцесса равно приветлива со всеми. В разгар праздника Аврора получает от незнакомки букет роз и в упоении с ним танцует. Но там, оказывается, укрыта спица. Внезапно уколов руку, принцесса теряет силы и падает замертво. Таким было подношение Феи Карабос. Она торжествует – её проклятие свершилось. Фея Сирени утешает всех. Аврора всего лишь спит и пребудет во сне сто лет. Чтобы ничего не изменилось для принцессы, все заснут вместе с нею. Королевство погружается в сон. Парк зарастает кустами. В их густой чаще скрывается замок.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Картина первая

     Минуло сто лет. В заколдованном лесу охотится принц Дезире с приближёнными. Принца томит неясное предчувствие, его воображение волнует прекрасный, но незнакомый образ. Фея Сирени обещает показать ему юную красавицу. Возникает видение принцессы Авроры. Дезире устремляется к нему, но оно удаляется и исчезает. 

     Принц и Фея Сирени плывут в сказочной ладье по волшебному лесу. Сквозь густые заросли проступают контуры заброшенного замка. Приспешники Феи Карабос охраняют его. Приходится сразиться с ними и победить, чтобы оказаться внутри таинственного сооружения. Кругом спящие придворные, король с королевой. Наконец, принц оказывается в спальне спящей Авроры и целует её. Чары Феи Карабос разрушены. Аврора, а вслед за нею и всё её окружение пробуждаются от долгого сна. Принц покорён красотой и обаянием Авроры и просит её руки.

Картина вторая

     Во дворце пышный бал по случаю свадьбы Авроры и Дезире. Среди гостей персонажи сказок: нарядные Кот в сапогах и Белая кошечка, принцесса Флорина и Голубая птица, Волк и Красная Шапочка, Людоед и Мальчик-с-Пальчик с братьями. Новобрачных поздравляют также Феи Золота, Серебра, Сапфиров и Бриллиантов, осеняя их будущее благополучием. В апофеозе –  всеобщее ликование. Его венчает Фея Сирени – олицетворение торжествующего добра.
Перестали топтаться на месте
Армен АРУТЮНОВ
"Новая Газета в Поволжье"

Габриэла Комлева: «Нужно сохранять лучшие редакции, максимально приближенные к первоисточнику»
Валерий ИВАНОВ. Фото Юрия СТРЕЛЬЦА
"Самарские известия"
18.03.2011


«Спящую красавицу» в Самаре поставили питерские мастера
Марина БАРКОВА. Фото Анастасии КУЛАГИНОЙ
"Комсомольская правда"
18.03.2011 


Премьера балета «Спящая красавица» состоится в Самаре
Новости Samru.ru
14.03.2011


Первая балетная премьера в обновленной Опере
Марк АНТОНОВ
Регион Самара
14.03.11


В Самаре состоялась генеральная репетиция «Спящей красавицы»
Наталья БЫКОВА. Видео Андрея СЁМОЧКИНА
"63.ru"
11.03.2011


В оперном усилят административный ресурс
Артем ГЕНЕРАЛОВ
"Самарские известия"
26.02.2011




Король,
Королева,
Принцесса Аврора,
Принц Дезире,
Фея Сирени,
Карабос, злая фея,
Феи:
Нежность,
Резвость,
Щедрость,
Беззаботность,
Смелость,
Кавалеры,
Каталабют,
Большие фрейлины,
Маленькие фрейлины,

Феи драгоценностей:
Бриллиантов,
Золота,
Серебра,
Сапфиров

Белая кошечка,
Кот,
Принцесса Флорина,
Голубая птица,
Красная шапочка,
Серый волк,
Людоед,
Мальчик с пальчик и его братья, мыши, придворные дамы и кавалеры, нереиды, сарабанда, охота,
Пажи, свита феи Карабос, вальс, маленькая Аврора.
Жанр: Балет в 2 действиях с прологом
Название: Спящая красавица
Продолжительность: 3 часа 10 мин
Количество действий: 2 с прологом (2 антракта)
Дата премьеры: 18 марта 2011
Возраст: 6+

Петр Чайковский (1840-1893)
Либретто Ивана Всеволожского (1835-1909) и Мариуса Петипа (1818-1010) по сказкам Шарля Перро (1628-1703).
Хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева (1910-1992).
Мировая премьера: 3 января 1890, Мариинский театр.




Премьера новой постановки в Самаре: 18 марта 2011

Балетмейстер-постановщик – Габриэла Комлева 
Ассистент балетмейстера – Елена Воронцова 
Дирижер-постановщик – Владимир Коваленко
Художник-постановщик и художник по костюмам – Вячеслав Окунев

«Спящая красавица» создавалась Чайковским в 1888-1889 годах, вскоре после окончания «Чародейки» (1887) и Пятой симфонии (1888) и накануне создания «Пиковой дамы» (1890). Поводом для возникновения нового балета явился заказ директора императорских театров Ивана Всеволожского.

Постановку осуществлял выдающийся российский балетмейстер Мариус Петипа.

Первый спектакль «Спящей красавицы» состоялся 3 января 1890 года на петербургской сцене. Брат композитора, Модест Чайковский, писал вскоре после первых представлений: «…Успех был колоссальный, но выказавшийся, так же как и успех "Евгения Онегина", не в бурных проявлениях восторга во время представлений, а в бесконечном ряде полных сборов».

В основу либретто «Спящей красавицы» положена одна из самых популярных сказок Шарля Перро. Общий глубоко гуманистический смысл сюжета – преодоление злых чар победоносной силой добрых чувств, силой любви, дружбы и преданности.

В «Спящей красавице» воплощен почти исключительно «светлый» Чайковский – Чайковский торжественных любовных кантилен, жизнерадостной, блестящей, лирически изящной танцевальности. Это мир светлой романтики, который живет и в операх, и в симфониях Чайковского.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПРОЛОГ

     Во дворце короля Флорестана празднество в честь крестин новорождённой дочери – принцессы Авроры. В сопровождении придворных появляются счастливые родители и гости. Добрые феи наделяют виновницу торжества лучшими человеческими качествами, предсказывая ей счастливую судьбу. Атмосферу праздника нарушает вторжение злобной Феи Карабос. Её забыли пригласить, и потому она мстит обидчикам: предрекает прекрасной принцессе гибель от укола спицей.  Фея Сирени смягчает это проклятье: Аврора не умрёт, а лишь уснёт. Настанет день, когда молодой принц, очарованный красотой девушки, поцелуем вернёт её к жизни.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

     Прошло 16 лет. Снова собрались гости. Тут и владетельные принцы – претенденты на руку и сердце юной Авроры. Они поражены её красотой. Принцесса равно приветлива со всеми. В разгар праздника Аврора получает от незнакомки букет роз и в упоении с ним танцует. Но там, оказывается, укрыта спица. Внезапно уколов руку, принцесса теряет силы и падает замертво. Таким было подношение Феи Карабос. Она торжествует – её проклятие свершилось. Фея Сирени утешает всех. Аврора всего лишь спит и пребудет во сне сто лет. Чтобы ничего не изменилось для принцессы, все заснут вместе с нею. Королевство погружается в сон. Парк зарастает кустами. В их густой чаще скрывается замок.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Картина первая

     Минуло сто лет. В заколдованном лесу охотится принц Дезире с приближёнными. Принца томит неясное предчувствие, его воображение волнует прекрасный, но незнакомый образ. Фея Сирени обещает показать ему юную красавицу. Возникает видение принцессы Авроры. Дезире устремляется к нему, но оно удаляется и исчезает. 

     Принц и Фея Сирени плывут в сказочной ладье по волшебному лесу. Сквозь густые заросли проступают контуры заброшенного замка. Приспешники Феи Карабос охраняют его. Приходится сразиться с ними и победить, чтобы оказаться внутри таинственного сооружения. Кругом спящие придворные, король с королевой. Наконец, принц оказывается в спальне спящей Авроры и целует её. Чары Феи Карабос разрушены. Аврора, а вслед за нею и всё её окружение пробуждаются от долгого сна. Принц покорён красотой и обаянием Авроры и просит её руки.

Картина вторая

     Во дворце пышный бал по случаю свадьбы Авроры и Дезире. Среди гостей персонажи сказок: нарядные Кот в сапогах и Белая кошечка, принцесса Флорина и Голубая птица, Волк и Красная Шапочка, Людоед и Мальчик-с-Пальчик с братьями. Новобрачных поздравляют также Феи Золота, Серебра, Сапфиров и Бриллиантов, осеняя их будущее благополучием. В апофеозе –  всеобщее ликование. Его венчает Фея Сирени – олицетворение торжествующего добра.
Перестали топтаться на месте
Армен АРУТЮНОВ
"Новая Газета в Поволжье"

Габриэла Комлева: «Нужно сохранять лучшие редакции, максимально приближенные к первоисточнику»
Валерий ИВАНОВ. Фото Юрия СТРЕЛЬЦА
"Самарские известия"
18.03.2011


«Спящую красавицу» в Самаре поставили питерские мастера
Марина БАРКОВА. Фото Анастасии КУЛАГИНОЙ
"Комсомольская правда"
18.03.2011 


Премьера балета «Спящая красавица» состоится в Самаре
Новости Samru.ru
14.03.2011


Первая балетная премьера в обновленной Опере
Марк АНТОНОВ
Регион Самара
14.03.11


В Самаре состоялась генеральная репетиция «Спящей красавицы»
Наталья БЫКОВА. Видео Андрея СЁМОЧКИНА
"63.ru"
11.03.2011


В оперном усилят административный ресурс
Артем ГЕНЕРАЛОВ
"Самарские известия"
26.02.2011




Король,
Королева,
Принцесса Аврора,
Принц Дезире,
Фея Сирени,
Карабос, злая фея,
Феи:
Нежность,
Резвость,
Щедрость,
Беззаботность,
Смелость,
Кавалеры,
Каталабют,
Большие фрейлины,
Маленькие фрейлины,

Феи драгоценностей:
Бриллиантов,
Золота,
Серебра,
Сапфиров

Белая кошечка,
Кот,
Принцесса Флорина,
Голубая птица,
Красная шапочка,
Серый волк,
Людоед,
Мальчик с пальчик и его братья, мыши, придворные дамы и кавалеры, нереиды, сарабанда, охота,
Пажи, свита феи Карабос, вальс, маленькая Аврора.
Написать нам