Закрыть поиск

Риголетто. Концертное исполнение



Оперу «Риголетто» все знают из-за песенки «Сердце красавицы склонно к измене» – даже те, кто ни разу не был в оперном театре. На момент создания «Риголетто», премьера которого состоялась в Венеции в 1851 году, 38-летний Джузеппе Верди был уже опытным и известным композитором, автором очень хорошо принятых опер «Набукко», «Эрнани», «Макбет» (и еще более десятка других). Он точно знал, что мелодия жизнерадостной арии герцога Мантуанского станет хитом, поэтому, чтобы до премьеры не произошло утечки информации, композитор до самого последнего момента не давал ноты даже самому исполнителю и запретил ему не то что петь, а даже насвистывать эту мелодию вне репетиционного зала. Естественно, после премьеры весь город распевал «La donna è mobile» – а 170 лет спустя ее продолжает распевать весь мир.

В этой песенке – квинтэссенция бронебойного обаяния герцога, перед которым не в силах устоять ни одна женщина, будь то замужняя графиня Чепрано, прожженная мошенница Маддалена – сестра наемного убийцы Спарафучиле, или невинная Джильда – дочь шута Риголетто. Герцогу прощается даже откровенное распутство: женщины преданы ему буквально до гроба. Джильда, которую он обманом совратил, а потом бросил, жертвует собой, чтобы герцог не погиб от рук наемного убийцы.

Джильде не досталось мелодии, которую легко напеть человеку с улицы, – ее партия предназначена для очень высокого сопрано и изобилует сложными вокальными украшениями. Верди в прямом смысле поднимает Джильду над окружающим ее миром, она существует в сфере высоких чувств и высшей справедливости, хотя формально нарушает нормы морали своего (и вердиевского) времени – без сожалений отдается мужчине вне брака.

Но самая сложная роль у заглавного героя. Риголетто – один из самых ярких амбивалентных персонажей, которые так интересовали Верди; ему полагается вызывать у зрителя одновременно отвращение – за свою жестокость и двойные стандарты, и сострадание – за то горе, через которое ему приходится проходить. И поет Риголетто на пределе возможностей: верхняя нота, которую он должен простонать в финале первого акта, обнаружив, что помог похитить собственную дочь, – максимум того, что композиторы вправе требовать от баритона.

Режиссер Филипп Разенков, занимающийся постановкой нашего концертного исполнения, считает, что «Риголетто» – это история человеческого заблуждения и самообмана. Джузеппе Верди же предлагает за эти слабости не судить, а жалеть.

Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Режиссер-постановщик – Филипп Разенков
Художник-постановщик – Елена Соловьёва
Хормейстер-постановщик – Ольга Сафронова
Видеоконтент – Владимир Поротькин

Действие происходит в XVI веке, в герцогстве Мантуя на севере Италии. На балу во дворце Герцог Мантуанский и его свита предаются безудержному веселью. Шут Герцога Риголетто издевается над графом Чепрано, за женой которого ухаживает Герцог, над Монтероне – отцом обесчещенной Герцогом девушки. Монтероне проклинает развратников – а вместе с ними и Риголетто, в своём злоязычии не знающего ничего святого.

Но Риголетто тщательно скрывает от придворных собственную тайну. Он сумел утаить от развращающего влияния света любимую дочь – нежную невинную Джильду. Больше всего Риголетто боится, что Джильда попадётся на глаза кому-нибудь из высокопоставленных соблазнителей.

Тем временем Джильда влюбляется в юношу, встреченного ею в церкви. В отсутствии Риголетто тот приходит к ней на свидание. Это Герцог, который выдаёт себя за бедного студента.

Придворные, пронюхавшие, что Риголетто что-то скрывает, решают: шут держит у себя взаперти любовницу. Они решают выкрасть затворницу для потехи.

Джильду похищают под покровом ночи и притаскивают в покои Герцога. В этой забаве участвует и Риголетто, в маске, с завязанными глазами: похитители уверяют его, что жертва похищения – графиня Чепрано.

Во дворце Герцога Риголетто обнаруживает правду и со слезами умоляет отпустить дочь. Джильда выбегает ему навстречу в слезах. Вот когда сказалось проклятие Монтероне!
Риголетто задумывает отомстить Герцогу. К его услугам наёмный убийца Спарафучиле. Вскоре предоставляется удобный случай: Герцог приходит в гости к своей новой пассии, сестре Спарафучиле Маддалене. Маддалена упрашивает брата оставить Герцога в живых. Спарафучиле решает вместо Герцога убить первого, кто войдет в дверь. Джильда, подслушав этот разговор, решает спасти Герцога ценой собственной жизни и входит в дом бандита.
Риголетто, ещё не зная, чьё тело лежит в мешке у убийцы, радуется совершённому отмщению. Но вдруг вдалеке раздаётся песенка Герцога… 
Жанр: Концертное исполнение оперы
Название: Риголетто. Концертное исполнение
Продолжительность: 2 часа 30 мин
Количество действий: 2
Дата премьеры: 17 апреля 2019
Возраст: 12+


Оперу «Риголетто» все знают из-за песенки «Сердце красавицы склонно к измене» – даже те, кто ни разу не был в оперном театре. На момент создания «Риголетто», премьера которого состоялась в Венеции в 1851 году, 38-летний Джузеппе Верди был уже опытным и известным композитором, автором очень хорошо принятых опер «Набукко», «Эрнани», «Макбет» (и еще более десятка других). Он точно знал, что мелодия жизнерадостной арии герцога Мантуанского станет хитом, поэтому, чтобы до премьеры не произошло утечки информации, композитор до самого последнего момента не давал ноты даже самому исполнителю и запретил ему не то что петь, а даже насвистывать эту мелодию вне репетиционного зала. Естественно, после премьеры весь город распевал «La donna è mobile» – а 170 лет спустя ее продолжает распевать весь мир.

В этой песенке – квинтэссенция бронебойного обаяния герцога, перед которым не в силах устоять ни одна женщина, будь то замужняя графиня Чепрано, прожженная мошенница Маддалена – сестра наемного убийцы Спарафучиле, или невинная Джильда – дочь шута Риголетто. Герцогу прощается даже откровенное распутство: женщины преданы ему буквально до гроба. Джильда, которую он обманом совратил, а потом бросил, жертвует собой, чтобы герцог не погиб от рук наемного убийцы.

Джильде не досталось мелодии, которую легко напеть человеку с улицы, – ее партия предназначена для очень высокого сопрано и изобилует сложными вокальными украшениями. Верди в прямом смысле поднимает Джильду над окружающим ее миром, она существует в сфере высоких чувств и высшей справедливости, хотя формально нарушает нормы морали своего (и вердиевского) времени – без сожалений отдается мужчине вне брака.

Но самая сложная роль у заглавного героя. Риголетто – один из самых ярких амбивалентных персонажей, которые так интересовали Верди; ему полагается вызывать у зрителя одновременно отвращение – за свою жестокость и двойные стандарты, и сострадание – за то горе, через которое ему приходится проходить. И поет Риголетто на пределе возможностей: верхняя нота, которую он должен простонать в финале первого акта, обнаружив, что помог похитить собственную дочь, – максимум того, что композиторы вправе требовать от баритона.

Режиссер Филипп Разенков, занимающийся постановкой нашего концертного исполнения, считает, что «Риголетто» – это история человеческого заблуждения и самообмана. Джузеппе Верди же предлагает за эти слабости не судить, а жалеть.

Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Режиссер-постановщик – Филипп Разенков
Художник-постановщик – Елена Соловьёва
Хормейстер-постановщик – Ольга Сафронова
Видеоконтент – Владимир Поротькин

Действие происходит в XVI веке, в герцогстве Мантуя на севере Италии. На балу во дворце Герцог Мантуанский и его свита предаются безудержному веселью. Шут Герцога Риголетто издевается над графом Чепрано, за женой которого ухаживает Герцог, над Монтероне – отцом обесчещенной Герцогом девушки. Монтероне проклинает развратников – а вместе с ними и Риголетто, в своём злоязычии не знающего ничего святого.

Но Риголетто тщательно скрывает от придворных собственную тайну. Он сумел утаить от развращающего влияния света любимую дочь – нежную невинную Джильду. Больше всего Риголетто боится, что Джильда попадётся на глаза кому-нибудь из высокопоставленных соблазнителей.

Тем временем Джильда влюбляется в юношу, встреченного ею в церкви. В отсутствии Риголетто тот приходит к ней на свидание. Это Герцог, который выдаёт себя за бедного студента.

Придворные, пронюхавшие, что Риголетто что-то скрывает, решают: шут держит у себя взаперти любовницу. Они решают выкрасть затворницу для потехи.

Джильду похищают под покровом ночи и притаскивают в покои Герцога. В этой забаве участвует и Риголетто, в маске, с завязанными глазами: похитители уверяют его, что жертва похищения – графиня Чепрано.

Во дворце Герцога Риголетто обнаруживает правду и со слезами умоляет отпустить дочь. Джильда выбегает ему навстречу в слезах. Вот когда сказалось проклятие Монтероне!
Риголетто задумывает отомстить Герцогу. К его услугам наёмный убийца Спарафучиле. Вскоре предоставляется удобный случай: Герцог приходит в гости к своей новой пассии, сестре Спарафучиле Маддалене. Маддалена упрашивает брата оставить Герцога в живых. Спарафучиле решает вместо Герцога убить первого, кто войдет в дверь. Джильда, подслушав этот разговор, решает спасти Герцога ценой собственной жизни и входит в дом бандита.
Риголетто, ещё не зная, чьё тело лежит в мешке у убийцы, радуется совершённому отмщению. Но вдруг вдалеке раздаётся песенка Герцога… 
Написать нам