Закрыть поиск

Интервью Светланы Петровны Хумарьян о Никите Александровиче Долгушине

 В преддверии юбилейного вечера-посвящения Никите Долгушину, который пройдёт 29 марта, мы поговорили о выдающемся артисте и балетмейстере со Светланой Петровной ХУМАРЬЯН, заслуженным работником культуры РСФСР, почётным гражданином Самарской области, театроведом, музыковедом, специалистом по истории балета:

Светлана Петровна, как Вы считаете, кем для советского и самарского балета был Никита Александрович Долгушин? Как танцовщик и как балетмейстер?

Светлана Хумарьян: Не только для советского, но и для мирового балета Никита Александрович был выдающейся фигурой. Вера Михайловна Красовская когда-то назвала самыми лучшими Вацлава Нижинского, Вахтанга Чабукиани и Никиту Долгушина. Я полностью с нею согласна, хотя позже появился ещё Владимир Васильев.

Никита Александрович воплотил в себе лучшие качества петербургского балета: интеллигентность, утончённость, высокий интеллект, поразительную способность к перевоплощениям. Его можно считать эталоном человека высокой культуры. В самарском балете как артист он лучше всего проявился в партнёрстве с Ольгой Гимадеевой, это была незабываемая пара. Затем его пригласили стать руководителем нашей труппы. Вокруг Никиты Александровича создавалась особая аура, даже когда он просто проходил по театру. К сожалению, в Самаре не все понимали, с кем имеют дело. Я очень рада, что в нашем городе, и не только, наконец начинает вырисовываться масштаб таких выдающихся личностей, как Алла Яковлевна Шелест, Никита Александрович Долгушин, Игорь Александрович Чернышёв. Всё, что можно доброго вспомнить о человеке, у меня ассоциируется с Аллой Шелест и Никитой Долгушиным.

Какие, по Вашему мнению, партии, воплощённые Никитой Долгушиным как танцовщиком, наиболее значимые и запоминающиеся?

Светлана Хумарьян: Он всю жизнь любил партию Графа Альберта в «Жизели» и был любим публикой в ней. Его качества как танцовщика раскрывались здесь наиболее ярко. Можно с уверенностью сказать, что Никита Александрович – один из лучших Альбертов в мире. Недаром его пригласили на гастроли в Австралию танцевать в том числе эту партию по очереди с такой звездой, как Эрик Брун. Даже иностранная пресса, обычно не упускающая случая «подковырнуть», отзывалась о Долгушине восхищённо.

В честь своего 60-летнего юбилея Никита Александрович снова вышел на сцену в партии Альберта, беспрецедентный случай. И произошло это у нас, в Самаре.

Ещё незабываемые партии – Царь Борис («Царь Борис»), Ферхад («Легенда о любви»). «Гамлета» Никита Александрович ставил сам и танцевал заглавную партию. Другого такого яркого, полноценного Гамлета нет до сих пор.

О Долгушине говорили «самый интеллектуальный танцовщик». Можно ли его назвать и интеллектуальным балетмейстером тоже?

Светлана Хумарьян: Разумеется! Ведь он был цельной личностью, человеком редкой культуры и интеллекта во всём. При этом тактичен и скромен. Общаться и работать с ним было одно удовольствие.

Оставил ли Никита Александрович своих учеников в самарской труппе, как это сделала Алла Яковлевна Шелест?

Светлана Хумарьян: Конечно, Алла Яковлевна обеспечила ведущий актёрский состав нашей балетной труппы на тридцать лет вперёд. Валентина Пономаренко, Ольга Гимадеева, Елена Брижинская, Наталья Шикарёва – все эти примы, педагоги, балетмейстеры были её ученицами.

Никита Александрович не «жил» в нашем театре, он приезжал и уезжал, работая в Питере. Но можно сказать, что он вырастил Анастасию Тетченко, Наталью Петрову. Отдав почти десять лет самарской труппе, Долгушин не мог не привить ей хотя бы часть своей культуры. Удивительное счастье, что в историю нашего балета вписан такой человек! Тем более, что он был руководителем труппы. Самарский театр просто обязан вернуть Никите Александровичу долг, проведя посвящённый ему юбилейный вечер «Рыцарь танца»
.


(Забронировать билеты на вечер, посвящённый Никите Долгушину, вы можете по ссылке:
http://tickets.opera-samara.net/choose-seats/37450/0)
Написать нам