Закрыть поиск
Жорж Бизе (1838-1875).

Либретто Анри Мельяка (1830-1897) и Людовика Галеви (1834-1908) по мотивам одноименной новеллы (1845) Проспера Мериме (1803-1870). Музыкальная редакция редакция Эрнеста Гиро (1837-1892).

Мировая премьера 3 марта 1875, Опера-Комик, Париж.


Сюжет «Кармен» взят из новеллы Проспера Мериме, но ее содержание претерпело существенные изменения. Анри Мельяк и Людовик Галеви разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали новые образы действующих лиц, во многом отличные от их прототипов. В центре круговорота событий – красивая, страстная и свободолюбивая цыганка. Музыка оперы, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. С большим мастерством воссоздан национальный колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» – в неразрывной внутренней связи героев и народа.

Это последняя опера Жоржа Бизе, и она прошла тернистый путь к славе и сценам мировых театров. Первая постановка «Кармен», как это ни странно, закончилась полным провалом. Публика оказалась не готова к подобному реализму на сцене и газеты обвинили композитора в безнравственности. Однако именно негативные рецензии создали «Кармен» огромную популярность. В немалой степени возвращению оперы на парижскую сцену способствовали триумфальные гастроли в Европе, России и Америке. Пётр Чайковский писал: «Опера Бизе – шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире…». Так и вышло – спустя полтора века «Кармен» неизменно присутствует в топ-10 самых исполняемых опер планеты.

В Самаре за XX век сменилось десять постановок «Кармен». Нынешний спектакль – уже одиннадцатый. Особенно примечательным был спектакль 1984 года, поставленный Земфирой Цаликовой – первой женщиной-режиссером музыкального театра из Северной Осетии. Ее «Кармен» пробыла в репертуаре 27 сезонов, и в ней успели спеть два директора нашего театра: тенора Вильям Семашко и Александр Сибирцев выходили в этой постановке на сцену в партии Хозе.

Режиссер-постановщик Георгий Исаакян перед премьерой предупреждал: «Отталкиваться мы будем, как и в повести Мериме, от воспоминаний Хозе в камере смертников – эту мысль мы делаем основной для нашей истории. Мне всегда казалось, что Кармен вроде бы для всех, но на самом деле всегда одна и сама для себя. Испания, безусловно, проникает в спектакль, но идет очень изысканно-культурным путем. И в этом смысле соединение XIX века с XXI-м у нас, конечно, наличествует».

Режиссер-постановщик –
Георгий Исаакян
Дирижер-постановщик –
Александр Анисимов
Художник-постановщик, художник по костюмам –
Елена Соловьёва
Художник по свету –
Евгений Ганзбург
Ассистент режиссера –
Наталья Беляева
Краткое содержание.

ПРОЛОГ
 
Дон Хозе, в прошлом сержант королевских войск, в камере смертников в ожидании казни за убийство «на почве страсти». 
 
ДЕЙСТВИЕ I
 
Севилья. У казармы, расположенной неподалеку от табачной фабрики, томящиеся на караульном дежурстве солдаты разглядывают и обсуждают прохожих. Появляется Микаэла. Она пришла из отдаленного городка и ищет здесь своего жениха сержанта дона Хозе, но его нет среди солдат. Происходит смена караула. Командуют сменившимися сержант дон Хозе и его командир, капитан Цунига. Звон колокола извещает о перерыве на фабрике и о главном развлечении солдат и местных жителей: подглядывании за разбитными работницами фабрики, самая привлекательная и дерзкая из которых – цыганка Кармен. Она неожиданно сталкивается с Хозе и на прощание бросает ему свой цветок.
Микаэла приходит на свидание к арестованному Хозе. Она привезла Хозе письмо и передачу от его матери. Нежное свидание прерывается караульным.
Хозе вновь вспоминает начало своего романа с Кармен. Романа, завязавшегося после драки между работницами фабрики, виновницей которой стала Кармен. Хозе предстоит отвести Кармен в тюрьму, но, не в силах противостоять чарам цыганки, он нарушает приказ и помогает ей бежать. Цунига приказывает арестовать его.
 
ПРОЛОГ КО II ДЕЙСТВИЮ
 
Хозе отбывает на гауптвахте наказание за бегство Кармен и грезит о свидании с ней.
 
ДЕЙСТВИЕ II
 
В таверне Лильяса Пастьи – месте тайных встреч контрабандистов – Кармен со своими подругами Фраскитой и Мерседес развлекают гостей песнями и плясками. В сопровождении толпы поклонников здесь появляется знаменитый тореадор Эскамильо. Он и Кармен флиртуют друг с другом. Цунига сообщает Кармен, что Хозе вышел на свободу после ареста.
Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел, но на этот раз Кармен отказывается идти с ними: сюда, в условленное место свидания, должен прийти только что освободившийся из-под ареста Хозе. 
Появляется разжалованный в рядовые Хозе. В благодарность за подстроенный побег Кармен поет и танцует для него, но в разгар ее танца слышится звук горна, – сигнал возвращения в казармы. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно на пороге таверны появляется Цунига, рассчитывающий на благосклонность Кармен. В порыве ревности, потеряв голову, Хозе бросается с оружием на старшего офицера. Воинская присяга нарушена. Хозе понимает, что теперь у него нет другого выбора: он остается с Кармен и становится контрабандистом.
 
 
ДЕЙСТВИЕ III
 
Глухой ночью в укромном месте встречаются контрабандисты. Среди них – Кармен и Хозе, страдающий от измены долгу и тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его среди бандитов. Но Кармен больше не любит Хозе. Разрыв неизбежен. Кармен гадает о своей судьбе. Карты неотвратимо предрекают смерть – ей и её любовнику. 
Ревность и негодование с новой силой вспыхивают в душе Хозе при столкновении с Эскамильо, пришедшим на свидание с Кармен. Неожиданно появляется Микаэла. Она сообщает Хозе о смертельной болезни его матери, и только это вынуждает его покинуть Кармен. Но их последняя встреча ещё впереди. Только смерть может разлучить их...

 
ДЕЙСТВИЕ IV
 
Площадь в Севилье полна народа. Все с нетерпением ожидают начала корриды. Подруги предупреждают Кармен о том, что в толпе скрывается Хозе, который следит за ней. Но Кармен не боится встречи с Хозе. Его мольбы вернуться тщетны: между ними всё кончено. Кармен бросает Хозе подаренное им кольцо. Ослепленный отчаянием и гневом, Хозе убивает Кармен.
 

ЭПИЛОГ
 
Дон Хозе в камере смертников. Он готов поплатиться за совершенное им преступление «на почве страсти».
В ожидании «Кармен»
parkgagarina.info
Валерий Иванов
Кармен, цыганка, работница сигарной фабрики;
Хозе, капрал
Микаэла, молодая крестьянка, невеста Хозе
Эскамильо, тореадор
Моралес, офицер
Цунига, капитан Хозе
Данкайро, контрабандист
Ремендадо, контрабандист
Мерседес, цыганка, подруга Кармен
Фраскита, цыганка, подруга Кармен

Ближайшие оперы

  1. 14 мая 2024, 18:30
Жанр: Опера
Язык: Французский (с русскими супратитрами)
Название: Кармен
Продолжительность: 3 часа
Количество действий: 3
Дата премьеры: 20 апреля 2018
Возраст: 12+
Жорж Бизе (1838-1875).

Либретто Анри Мельяка (1830-1897) и Людовика Галеви (1834-1908) по мотивам одноименной новеллы (1845) Проспера Мериме (1803-1870). Музыкальная редакция редакция Эрнеста Гиро (1837-1892).

Мировая премьера 3 марта 1875, Опера-Комик, Париж.


Сюжет «Кармен» взят из новеллы Проспера Мериме, но ее содержание претерпело существенные изменения. Анри Мельяк и Людовик Галеви разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали новые образы действующих лиц, во многом отличные от их прототипов. В центре круговорота событий – красивая, страстная и свободолюбивая цыганка. Музыка оперы, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. С большим мастерством воссоздан национальный колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» – в неразрывной внутренней связи героев и народа.

Это последняя опера Жоржа Бизе, и она прошла тернистый путь к славе и сценам мировых театров. Первая постановка «Кармен», как это ни странно, закончилась полным провалом. Публика оказалась не готова к подобному реализму на сцене и газеты обвинили композитора в безнравственности. Однако именно негативные рецензии создали «Кармен» огромную популярность. В немалой степени возвращению оперы на парижскую сцену способствовали триумфальные гастроли в Европе, России и Америке. Пётр Чайковский писал: «Опера Бизе – шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире…». Так и вышло – спустя полтора века «Кармен» неизменно присутствует в топ-10 самых исполняемых опер планеты.

В Самаре за XX век сменилось десять постановок «Кармен». Нынешний спектакль – уже одиннадцатый. Особенно примечательным был спектакль 1984 года, поставленный Земфирой Цаликовой – первой женщиной-режиссером музыкального театра из Северной Осетии. Ее «Кармен» пробыла в репертуаре 27 сезонов, и в ней успели спеть два директора нашего театра: тенора Вильям Семашко и Александр Сибирцев выходили в этой постановке на сцену в партии Хозе.

Режиссер-постановщик Георгий Исаакян перед премьерой предупреждал: «Отталкиваться мы будем, как и в повести Мериме, от воспоминаний Хозе в камере смертников – эту мысль мы делаем основной для нашей истории. Мне всегда казалось, что Кармен вроде бы для всех, но на самом деле всегда одна и сама для себя. Испания, безусловно, проникает в спектакль, но идет очень изысканно-культурным путем. И в этом смысле соединение XIX века с XXI-м у нас, конечно, наличествует».

Режиссер-постановщик –
Георгий Исаакян
Дирижер-постановщик –
Александр Анисимов
Художник-постановщик, художник по костюмам –
Елена Соловьёва
Художник по свету –
Евгений Ганзбург
Ассистент режиссера –
Наталья Беляева
Краткое содержание.

ПРОЛОГ
 
Дон Хозе, в прошлом сержант королевских войск, в камере смертников в ожидании казни за убийство «на почве страсти». 
 
ДЕЙСТВИЕ I
 
Севилья. У казармы, расположенной неподалеку от табачной фабрики, томящиеся на караульном дежурстве солдаты разглядывают и обсуждают прохожих. Появляется Микаэла. Она пришла из отдаленного городка и ищет здесь своего жениха сержанта дона Хозе, но его нет среди солдат. Происходит смена караула. Командуют сменившимися сержант дон Хозе и его командир, капитан Цунига. Звон колокола извещает о перерыве на фабрике и о главном развлечении солдат и местных жителей: подглядывании за разбитными работницами фабрики, самая привлекательная и дерзкая из которых – цыганка Кармен. Она неожиданно сталкивается с Хозе и на прощание бросает ему свой цветок.
Микаэла приходит на свидание к арестованному Хозе. Она привезла Хозе письмо и передачу от его матери. Нежное свидание прерывается караульным.
Хозе вновь вспоминает начало своего романа с Кармен. Романа, завязавшегося после драки между работницами фабрики, виновницей которой стала Кармен. Хозе предстоит отвести Кармен в тюрьму, но, не в силах противостоять чарам цыганки, он нарушает приказ и помогает ей бежать. Цунига приказывает арестовать его.
 
ПРОЛОГ КО II ДЕЙСТВИЮ
 
Хозе отбывает на гауптвахте наказание за бегство Кармен и грезит о свидании с ней.
 
ДЕЙСТВИЕ II
 
В таверне Лильяса Пастьи – месте тайных встреч контрабандистов – Кармен со своими подругами Фраскитой и Мерседес развлекают гостей песнями и плясками. В сопровождении толпы поклонников здесь появляется знаменитый тореадор Эскамильо. Он и Кармен флиртуют друг с другом. Цунига сообщает Кармен, что Хозе вышел на свободу после ареста.
Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел, но на этот раз Кармен отказывается идти с ними: сюда, в условленное место свидания, должен прийти только что освободившийся из-под ареста Хозе. 
Появляется разжалованный в рядовые Хозе. В благодарность за подстроенный побег Кармен поет и танцует для него, но в разгар ее танца слышится звук горна, – сигнал возвращения в казармы. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно на пороге таверны появляется Цунига, рассчитывающий на благосклонность Кармен. В порыве ревности, потеряв голову, Хозе бросается с оружием на старшего офицера. Воинская присяга нарушена. Хозе понимает, что теперь у него нет другого выбора: он остается с Кармен и становится контрабандистом.
 
 
ДЕЙСТВИЕ III
 
Глухой ночью в укромном месте встречаются контрабандисты. Среди них – Кармен и Хозе, страдающий от измены долгу и тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его среди бандитов. Но Кармен больше не любит Хозе. Разрыв неизбежен. Кармен гадает о своей судьбе. Карты неотвратимо предрекают смерть – ей и её любовнику. 
Ревность и негодование с новой силой вспыхивают в душе Хозе при столкновении с Эскамильо, пришедшим на свидание с Кармен. Неожиданно появляется Микаэла. Она сообщает Хозе о смертельной болезни его матери, и только это вынуждает его покинуть Кармен. Но их последняя встреча ещё впереди. Только смерть может разлучить их...

 
ДЕЙСТВИЕ IV
 
Площадь в Севилье полна народа. Все с нетерпением ожидают начала корриды. Подруги предупреждают Кармен о том, что в толпе скрывается Хозе, который следит за ней. Но Кармен не боится встречи с Хозе. Его мольбы вернуться тщетны: между ними всё кончено. Кармен бросает Хозе подаренное им кольцо. Ослепленный отчаянием и гневом, Хозе убивает Кармен.
 

ЭПИЛОГ
 
Дон Хозе в камере смертников. Он готов поплатиться за совершенное им преступление «на почве страсти».
В ожидании «Кармен»
parkgagarina.info
Валерий Иванов
Кармен, цыганка, работница сигарной фабрики;
Хозе, капрал
Микаэла, молодая крестьянка, невеста Хозе
Эскамильо, тореадор
Моралес, офицер
Цунига, капитан Хозе
Данкайро, контрабандист
Ремендадо, контрабандист
Мерседес, цыганка, подруга Кармен
Фраскита, цыганка, подруга Кармен
Написать нам