Закрыть поиск

Светлана Хумарьян: «Назовем новую встречу Credo»


- Фестиваль у нас в этот раз особенный.
- Юбилейный. 21 февраля этого года исполнилось бы 95 лет Алле Яковлевне. Это во-первых. А во-вторых, самому фестивалю - 20.

- А если говорить о концепции...
- В основу легло последнее интервью Аллы Яковлевны. Называется оно Credo. И нынешний фестиваль имеет то же название. Открытие 23 октября.

- Где интервью было опубликовано?
- В журнале «Балет». Но уже после смерти Аллы Яковлевны. Она готовилась к четвертому фестивалю. Не дожила всего ничего. Умерла в декабре, а фестиваль должен был быть в феврале . И мы все отменили, и сделали вечер памяти, который вел один из ее любимых партнеров Никита Долгушин (народный артист СССР, петербургский танцовщик, балетмейстер, хореограф и педагог, c 1997 по 2008 гг. возглавлял балетную труппу Самарского театра оперы и балета.- Ред.), в котором играл Ростропович и танцевала Диана Вишнева (российская прима-балерина, народная артистка России. - Ред. )

- По-моему, впервые она у нас тогда была.
- Первый и последний раз.

- И тогда звезда ее только восходила.
- Мы вообще стараемся всех получать на взлете. И Лопаткина (прима-балерина Мариинского театра. - Ред.) у нас танцевала, когда ее еще мало кто знал, а Самара не знала вовсе. И вот эти все блистательные танцовщики Большого - Грачева, Уваров, Цискаридзе, Филин - приезжали к нам начинающими артистами. Или вот Ольга Cмирнова. 22 года всего. Всего только третий сезон на профессиональной сцене, но уже имеет балетного «Оскара» - премию «Бенуа де ла Данс». Имеет высшую премию Dance Open (Международный Фестиваль балета в С.-Петербурге. - Ред.). К нам она приезжает уже в третий раз. И за это короткое время такое количество премьер в Большом станцевала! Вот сейчас мы тут с вами разговариваем, а в Вашингтоне идут гастроли балета Большого театра, и Оля там танцует Одетту - Одиллию («Лебединое озеро»). У нас она будет открывать фестиваль, а открываем мы его гала-концертом. Второе отделение - это хореографические номера и фрагменты спектаклей. А в первом будет идти 3-й акт «Спящей красавицы» в хореографии Петипа. Оля танцует Аврору.

- Мы сейчас вернемся к фестивальной афише, но хотелось бы еще вот об этом интервью Аллы Яковлевны поговорить. О чем там речь?
- Шелест формулирует свое творческое кредо. Что определяет настоящего артиста балета? По мнению Аллы Яковлевны, это не 32 фуэте, не железные пальцы, не туры по кругу в бешеном количестве. Все это надо, но в первую очередь артист балета должен быть личностью. А технические средства должны служить выражению этой личности. Но если раньше, читаем мы в интервью Аллы Яковлевны, говоря о балете, говорили о руках Плисецкой, о полутонах Улановой, то сейчас говорят о том, кто сколько чего скрутил. А образов, которые бы завораживали, на сцене практически нет.

- Из балета ушла душа.
-Анну Павлову спрашивали за рубежом: «Почему русский балет называют великим?» - «Потому, что в нем есть душа», - говорила Павлова. И я не случайно начала разговор с Ольги Смирновой. Это балерина, которая воплощает шелестовское кредо. То есть продолжает линию великих наших балерин. Я бы не взяла на себя смелость утверждать это, если бы и Вадим Гаевский, самый крупный наш балетовед, не говорил о том же. В одном из последних номеров журнала «Балет» он прямо пишет: появилась...
- ...наследница великой традиции.

-Тут мы с ним абсолютно сходимся. Как и я, он считал такой наследницей Ульяну Лопаткину. Писал: «Наконец-то ниша трагической балерины, многие годы занимаемая Шелест и затем пустовавшая не одно десятилетие, занята - появилась Лопаткина». Теперь такого разрыва не будет. И Лопаткина танцует, и Ольга Смирнова уже на большой сцене. И 23 октября мы увидим ее Аврору. Партнером будет Семен Чудин.
- Один из лучших сегодня танцовщиков не только страны, но и мира. Замечательно сложен. У него удивительно выразительное тело, «говорящие ноги», хорошая голова, он теплый актер, и он интеллигентен на сцене, что не так уж часто встречается. И тоже лауреат балетного «Оскара», и в этом году получил премию конкурса Dance Open.

- Они еще что-то будут танцевать кроме «Спящей»?
- Они будут закрывать гала-концерт никогда не шедшим в Самаре па-де-де из «Дочери фараона», балета итальянского композитора XIX века Цезаря Пуни, что несколько лет писал музыку для петербургских императорских театров. Семен - Таор. Ольга - Аспиччия. Па-де-де в постановке французского хореографа Пьера Лакотта. Очень эффектный номер.

- Второй фестивальный день.
- Во второй день мы покажем «Корсара» Адольфа Адана. Это премьера самарского театра - всего три спектакля прошло. В свое время у нас уже шел «Корсар». В 1956-м. Данилова ставила. Статкевич танцевала Медору, Лубенец - Гульнару, Щеголев - Конрада... И сейчас у нас состав достойный. Труппа пополнилась хорошей парой. Вероника Землякова, дочь Юры Землякова, артиста СамАрта. Была прима-балериной в Уфе, потом за рубежом работала вместе с мужем. Он тоже премьер, Кирилл Cофронов. Теперь они у нас. Кирилл танцевал на премьере Конрада, главную мужскую партию. Партнершей его была Катя Первушина. А Мулыгин, постоянный партнер Кати, танцевал раба Али, тоже очень хорошая партия. И все они имели большой успех. Работал с ними Василий Медведев, хореограф из Петербурга, который вместе с Юрием Бурлакой, специалистом по восстановлению старой хореографии, делал несколько лет назад «Корсара» Петипа для Большого. И для нас они его восстановили. Получился очень красочный, яркий, оптимистичный спектакль. 26 октября он пройдет в рамках фестиваля. А 28-го будет «Анюта» (балет на музыку В. Гаврилина по рассказу А. Чехова «Анна на шее». -Ред.) в постановке Владимира Васильева. Один из лучших наших спектаклей. Здесь, кстати, очень хорошая работа дирижера Куликова.

- Кто Анюта?
- Ведущая солистка Большого театра Кристина Кретова, которая в этом году в Питере на международном конкурсе Dance open стала «Мисс виртуозность». Это высшая премия. Около десяти лет Кристина была прима-балериной Кремлевского балета; участвовала во многих телепередачах. Словом, узнаваемая. Но на нашем фестивале впервые. Ну а через день после «Анюты» моя любовь - «Баядерка». Солора будет танцевать Владимир Шкляров. Один из лучших исполнителей этой партии, премьер балета Мариинского театра, золотой медалист XI Московского балетного конкурса, лауреат различных международных фестивалей, конкурсов и премий, в том числе Итальянской имени русского танцовщика и балетмейстера Леонида Мясина. А вот кто будет его Никией - это пока секрет.

- Что готовите на закрытие?
- Еще один гала-концерт. В первом отделении - третий акт «Лебединого озера», «Черный бал». Зигфрида будет танцевать опять же Володя Шкляров. Кристина Кретова - Одиллия. А во втором отделении мы решили сразу несколько сюрпризов преподнести самарским любителям балета. Многие часто вспоминают феерический спектакль «Антоний и Клеопатра», который поставил на нашей сцене Игорь Чернышев (народный артист РСФСР, в 1976 - 1995 - главный балетмейстер Cамарского театра оперы и балета. - Ред. ). А сейчас лучшая российская исполнительница партии Клеопатры Алла Осипенко делает большой фрагмент из этого балета для премьеров Михайловского театра - заслуженной артистки Ирины Перрен и Марата Шемиунова - они готовятся к фестивалю в Савонлинне (Финляндия. -Ред.)

- А вы уже с ними договорились?
- Да, после Савонлинны с этой своей работой - к нам. Будет в гала и номер, поставленный артистом Мариинки Юрием Смекаловым. Танец называется «Расставание». Отмечен первой премией на балетмейстерском конкурсе. У нас никогда не шел. Танцевать будут Шкляров и Кретова. Ну и, наконец, Перрен и Шемиунов познакомят нас с хореографией легендарного Начо Дуато (испанский танцовщик и хореограф. - Ред.). Кому-то, возможно, и не понравится. Но познакомиться надо. Никогда на нашей сцене не шла и «Тарантелла» Баланчина. Ее нам покажут ведущие солисты пермского театра Александр Таранов и Евгения Ляхова. Из Республики Марий Эл будет очень интересная пара - Ольга Челпанова и Константин Коротков. Они будут танцевать «Талисман» Петипа. Тоже редко исполняемый номер. И, конечно, надо особо сказать о нашей труппе, на которую каждый фестиваль ложится огромная нагрузка. На нынешнем ведущие партии и сольные номера будут танцевать Екатерина Первушина, Ксения Овчинникова, Виктор Мулыгин, Дмитрий Пономарев, Вероника Землякова, Кирилл Cофронов, Анастасия Тетченко, Алексей Савин. Но фестивальные спектакли - это колоссальная работа не только солистов. Это колоссальная работа кордебалета, оркестра...

- Что-то совсем свежее наши покажут?
- Кирилл Александрович Шморгонер (худрук. балетной труппы. - Ред.) работает над новыми номерами. Но пусть и это будет сюрпризом.

Беседовала Светлана Внукова
Написать нам