Закрыть поиск

Шостакович Опера Балет представит оперу «Любовь к трем апельсинам» на сцене Большого театра Беларуси

14 декабря Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича в рамках XIII Минского международного Рождественского оперного форума показал на сцене Большого театра Беларуси оперу «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева.
Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал важность гуманитарного сотрудничества для развития российско-белорусских отношений. Как отметил Президент, сегодня, в условиях беспрецедентного внешнего давления, исключительно важно укреплять Союзное государство России и Беларуси, многогранные связи, личные, человеческие контакты.
В этом году был подписан меморандум о двустороннем сотрудничестве Самарского академического театра оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича и Большого театра республики Беларусь. Он предусматривает организацию гастрольной деятельности театров, обмен солистами и коллективами, совместные творческие проекты, проведение мастер-классов ведущих специалистов.

«Наступает период настоящих больших проектов на основе договоренностей и подписанного договора о сотрудничестве. Мы планируем создание совместной постановки. Опыта взаимодействия такого рода у нас пока не было. Мы выбрали прекрасное сочинение – оперу «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Мне кажется, эта опера будет интересна и взрослым, и детям. Она бесконечна по смыслам и краскам, в ней есть совершенно роскошная музыка. Я жду от этого проекта настоящих творческих открытий», – сказала генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова.
«Я рада, что мы выстраиваем творческие контакты с Республикой Беларусь. Убеждена, что мастерство и профессионализм наших музыкантов и артистов по достоинству оценить минская публика. Помимо творческой составляющей у театра стоит задача провести переговоры о дальнейшем сотрудничестве. Например, обсуждается возможность визита труппы Большого театра Беларуси на фестиваль имени Дмитрия Шостаковича в следующем году, совместные постановки театров», – поделилась Ирина Калягина, министр культуры Самарской области.
Самарский театр впервые за всю свою историю побывал на гастролях в Беларуси. Решение показать на прославленной сцене именно оперу «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева было неслучайным.

«Мы считаем, что это самый оптимистичный и радостный спектакль из тех, что написал молодой Прокофьев. Он был в это время очень счастлив, много путешествовал, радовался жизни. Все это нашло отражение в музыке. И наш спектакль, как мне кажется, очень соответствует духу музыки Прокофьева, особенно костюмы и сценография. Музыка яркая, образная, и, я бы даже сказал, задиристая. Мы очень благодарны генеральному директору Екатерине Дуловой за приглашение на этот форум со спектаклем, который, как оказалось, никогда не ставился в Большом театре Беларуси, и не показывался другими театральными коллективами. Самарский театр впервые на гастролях в Беларуси, и за возможность осуществить эту поездку мы признательны губернатору Самарской области Дмитрию Азарову», – поделился художественный руководитель и главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета имени Д.Д Шостаковича Евгений Хохлов.

Для тенора Ивана Волкова участие в этой постановке – дебют и в самарском театре, и первое выступление в Беларуси, а также первое исполнение музыки Сергея Прокофьева.

«Партию Принца я никогда раньше не исполнял, и для меня этот спектакль ещё и знакомство с исполнением музыки Сергея Прокофьева. У него уникальный материал… Для того, чтобы исполнять Прокофьева, нужно понять его философию. У композитора очень яркие образы, и музыка помогает актерской работе. Она эмоциональная, острая, характерная, пересекается с действием, которое происходит на сцене. Ещё хочу отметить, что очень понравилась сцена белорусского театра, потрясающая акустика, хорошо слышно оркестр, удобное взаимодействие с дирижёром», – рассказал Иван Волков.

Другие партии исполнили: Король Треф – заслуженный артист России Андрей Антонов, Фата Моргана – заслуженная артистка Самарской области Татьяна Ларина, Труффальдино – Анатолий Невдах, Панталон – Роман Николаев, Клариче – Анна Костенко, Леандр – Максим Сударев, Маг Челий – Георгий Шагалов, Смеральдина – Елена Марченко, Принцесса Нинетта – Анастасия Лапа, Принцесса Линетта – Анастасия Вечеркина, Принцесса Николетта – Екатерина Поздняк, Кухарка – Ренат Латыпов, Фарфарелло – Степан Волков, Глашатай – Артём Камалитдинов, Церемониймейстер – Владислав Новичков.
Минские зрители очень тепло приняли постановку самарского театра. После спектакля долго благодарили артистов продолжительными овациями и положительными отзывами:
«Ух, какую интересную работу привезли самарцы! Решение постановочной группы оформить эту оперу Прокофьева в стилистике русского авангарда просто гениально! Bravi!!! Огромное уважение вызывает обращение театра к такому музыкальному материалу и желание экспериментировать!», – Майя Михайловна.
«Действительно, браво, маэстро Хохлов! Удержать и сыграть такого молодого, искрящегося, сложнейшего Прокофьева! А какая постановка! Наслаждение для глаза и ума! Это был прекрасный вечер форума! Настоящий праздник! Спасибо каждому!», – Людмила Котельникова.
«Синтез музыки Прокофьева с визуальными идеями авангардистского направления в искусстве Малевича дал поразительный результат! Сценография и костюмы в духе геометрического абстракционизма впечатлили, как и мастерство артистов. Огромное спасибо нашим замечательным самарским гостям!!!», – Светлана Щеголева.

Дирижер-постановщик и музыкальный руководитель – Евгений Хохлов, режиссер-постановщик – Наталья Дыченко, художник-постановщик – Елена Соловьёва, художник по костюмам – Наталья Земалиндинова, художник по свету – Евгений Ганзбург, художник по компьютерной графике – Владимир Поротькин, хормейстер-постановщик – Максим Пожидаев, хореограф-постановщик – Павел Самохвалов, ассистент режиссера – Наталья Беляева.

Дополнительно.
Премьера оперы «Любовь к трём апельсинам» состоялась в 1921 году. Впервые создателем либретто, композитором, а также дирижером и сценографом премьеры оперы был один человек – Сергей Прокофьев. Сам композитор говорил, что «хотел написать сочинение, которое было бы создано как для глаз, так и для ушей».
Сюжет оперы выстроен следующим образом. Главный герой, Принц, медленно погибает от черной меланхолии. Только смех может спасти его. Поэтому на праздник, устроенный по приказу Короля, приглашен Труффальдино – «человек, умеющий смешить». Из-за происков злой волшебницы Фата Морганы Принц и Труффальдино оказываются в пустыне, где они крадут три волшебные апельсина у великанши. В каждом апельсине живет принцесса. Одна из них, Нинетта, становится невестой Принца. Счастливые Принц, Нинетта и Труффальдино возвращаются в королевство к посрамлению зложелателей. Но на этом история не заканчивается…
Спектакль вошел в лонг-лист Российской национальной премии «Золотая маска»-2021 и получил премию «Онегин» за исполнение партии Труффальдино Анатолием Невдахом.

Композитор Сергей Прокофьев (1891-1953) Либретто Сергея Прокофьева по мотивам одноименной сказки (1761) Карло Гоцци (1720-1806) в редакции Всеволода Мейерхольда (1874-1940).

Исполняется с разрешения издательства Boosey & Hawkes Music Publishers Limited


ФОТО – Михаил Гридасов https://cloud.mail.ru/public/3uqY/gRFD84SWe


Информация для контактов:
Анна Зубова, руководитель пресс-службы Самарского академического театра оперы балета имени Д.Д. Шостаковича
сот.89171190676
раб. 8 (846) 332 30 51
Zunova_anna@inbox.ru
Написать нам