Закрыть поиск

Летучая мышь

Иоганн Штраус (1825-1899)
Русский текст Николая Эрдмана (1900-1970) и Михаила Вольпина (1902-1988)
Мировая премьера: 5 апреля 1874, театр Ан дер Вин, Вена.



Оперетта «короля вальсов» Иоганна Штрауса «Летучая мышь» облетела сцены всех театров мира. Прекрасная, искрящаяся весельем музыка, остроумный текст и сюжет, складывающийся из череды забавных ситуаций, содержат, на радость сторонникам верности в браке, непременную в жанре оперетты мораль.
«Летучая мышь» – это вершина творчества Иоганна Штрауса. Остроумный сюжет оперетты строится по законам игры, обмана, веселого розыгрыша. Все прячутся под масками, каждый выдает себя за кого-нибудь другого: служанка за госпожу, поклонник за мужа, жена за любовницу своего мужа!

Музыка этой оперетты – легкая, праздничная, пронизанная танцевальными интонациями, среди которых царствует вальс, – напоминает пенящееся шампанское. Мелодии ярко характеризуют действующих лиц, среди которых господствуют решительные, находчивые, остроумные женщины: Розалинда и Адель.

«Летучая мышь» – наиболее часто исполняемая оперетта Иоганна Штрауса. Она неизменно присутствует в репертуаре всех театров оперетты и многих оперных театров. Все куйбышевские и самарские ее постановки отличались сценическим долгожительством. 16 сезонов просуществовал спектакль Бориса Рябикина 1976 года, поставленный им вместе с дирижером Львом Оссовским и художником Милием Виноградовым (это было на тот момент четвертое обращение к «Летучей мыши» в истории театра); 19 сезонов держалась в репертуаре следующая постановка Рябикина – спектакль 1991 года, созданный вместе с дирижером Владимиром Коваленко и художницей Натальей Хохловой, восстановившей декорации по эскизам Виноградова. Но и предшествовавшая рябикинским постановка Сергея Смеяна 1967 года просуществовала солидные для своей эпохи 7 сезонов, а еще более ранняя постановка Семёна Штейна 1956 года – 5 сезонов.

Режиссер-постановщик – Галина Тарасова 
Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Художник-постановщик – Борис Анушин 
Хореограф-постановщик – Сергей Грицай
Вальс из 2-го действия в хореографии Галины Шаховской
Хормейстеры – Валерия Навротская, Ольга Сафронова
Ассистент хореографа – Владимир Шачнев
Действие первое. В доме Айзенштайна

Под окном дома влюбленный в Розалинду студент Альфред поет серенаду. Но его слышит лишь горничная Адель, которая своим смехом разочаровывает влюбленного. Входит Розалинда. Адель делает грустное лицо. Сегодня вечером ей необходимо отлучиться.

Появляется разъяренный Айзенштайн. Из-за бездарности адвоката Блиндта он проиграл судебный процесс и теперь должен провести восемь дней в тюрьме. Адель докладывает о приходе адвоката. Розалинда собирает супруга в тюрьму. Приходит друг Айзенштайна, директор театра Фальк. Он приглашает Айзенштайна на бал к князю Орловскому. Там будет весело. Розалинде он предлагает сказать, что Айзенштайн идет в тюрьму, а на самом деле в тюрьму поехать утром  после бала. Айзенштайн соглашается. С притворной грустью он прощается с женой и уходит. Вслед за ним уходит и Адель.

Розалинда остается в доме одна. Внезапно появляется Альфред. Он пришел, чтобы еще раз сказать о своей любви. В разгар объяснения приходит директор тюрьмы Франк. Он приехал, чтобы забрать Айзенштайна в тюрьму. Увидев Розалинду наедине с Альфредом, он принимает последнего за Айзенштайна. Чтобы не скомпрометировать Розалинду, Альфред признает себя Айзенштайном и вместе с Франком отправляется в тюрьму.

Действие второе. Зал во дворце князя Орловского

Гости поют и танцуют. Появляется незнакомка в костюме Летучей мыши. Это Розалинда. Она возмущена, когда ей представляют Айзенштайна, Франка и Адель под вымышленными именами, но не показывает этого. Айзенштайн признается прекрасной незнакомке в любви. Розалинда отказывается снять маску, заявив, что он узнает ее по своим часам, которые она забирает у Айзенштайна на память.

Айзенштайн в восторге от нового любовного приключения. Тем временем бал подходит к концу. Гости поют общую песню.

В тюрьме


Покой дежурного по тюрьме нарушает Альфред, который в своей камере поет арии. Наступает утро. Возвращается Франк, который спрашивает дежурного о том, как прошла ночь в тюрьме. Приезжает Айзенштайн.

В тюрьму прибывает адвокат Блинд. Дежурный выпускает из камеры Альфреда. Появляется Розалинда. Между нею и Айзенштайном происходит бурная сцена. Айзенштайн требует объяснить, каким образом Альфред оказался в тюрьме под его именем. В ответ Розалинда показывает мужу его собственные часы, которые он подарил таинственной незнакомке.

Айзенштайн уличен в неверности. Появляются князь Орловский и Фальк. Орловский обещает способствовать поступлению Адели на сцену. Розалинда прощает мужа. Все поют финальную песню.
 «Летучая мышь»: снова в полете
Наталья ЭСКИНА
«Самарская газета» 01.12.2011

В оперном состоялась премьера «Летучей мыши»
Данила ТЕЛЕГИН
Портал Samara24   29.11.2011

На обновленной сцене Самарского оперного театра продолжается стремительное восстановление традиционного репертуара
Валерий ИВАНОВ
«Самарские известия» 29.11.2011

Галина Тарасова: «В нашей «Летучей мыши» даже тюрьма веселая»
Иван ПЕТРОВ, Андрей ЦЕДРИК
«Волжская коммуна» 15.11.2011

Полет нормальный
Данила ТЕЛЕГИН
«Волжская коммуна» 28.11.2011

Питерская мышь
Мария КОЛЕСНИКОВА
«Волжская коммуна» 01.09.2011
Генрих Айзенштайн
Розалинда, его жена
Адель, их горничная
Альфред
Фальк, директор театра
Блинд, адвокат
Орловский, князь
Франк, директор тюрьмы
Дежурный по тюрьме
Лесничий
Громовержец
Гости на балу
Жанр: Оперетта
Язык: Русский
Оригинальное название: Die Fledermaus
Название: Летучая мышь
Продолжительность: 3 часа 15 мин
Количество действий: 2
Дата премьеры: 24 ноября 2011
Возраст: 12+
Иоганн Штраус (1825-1899)
Русский текст Николая Эрдмана (1900-1970) и Михаила Вольпина (1902-1988)
Мировая премьера: 5 апреля 1874, театр Ан дер Вин, Вена.



Оперетта «короля вальсов» Иоганна Штрауса «Летучая мышь» облетела сцены всех театров мира. Прекрасная, искрящаяся весельем музыка, остроумный текст и сюжет, складывающийся из череды забавных ситуаций, содержат, на радость сторонникам верности в браке, непременную в жанре оперетты мораль.
«Летучая мышь» – это вершина творчества Иоганна Штрауса. Остроумный сюжет оперетты строится по законам игры, обмана, веселого розыгрыша. Все прячутся под масками, каждый выдает себя за кого-нибудь другого: служанка за госпожу, поклонник за мужа, жена за любовницу своего мужа!

Музыка этой оперетты – легкая, праздничная, пронизанная танцевальными интонациями, среди которых царствует вальс, – напоминает пенящееся шампанское. Мелодии ярко характеризуют действующих лиц, среди которых господствуют решительные, находчивые, остроумные женщины: Розалинда и Адель.

«Летучая мышь» – наиболее часто исполняемая оперетта Иоганна Штрауса. Она неизменно присутствует в репертуаре всех театров оперетты и многих оперных театров. Все куйбышевские и самарские ее постановки отличались сценическим долгожительством. 16 сезонов просуществовал спектакль Бориса Рябикина 1976 года, поставленный им вместе с дирижером Львом Оссовским и художником Милием Виноградовым (это было на тот момент четвертое обращение к «Летучей мыши» в истории театра); 19 сезонов держалась в репертуаре следующая постановка Рябикина – спектакль 1991 года, созданный вместе с дирижером Владимиром Коваленко и художницей Натальей Хохловой, восстановившей декорации по эскизам Виноградова. Но и предшествовавшая рябикинским постановка Сергея Смеяна 1967 года просуществовала солидные для своей эпохи 7 сезонов, а еще более ранняя постановка Семёна Штейна 1956 года – 5 сезонов.

Режиссер-постановщик – Галина Тарасова 
Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Художник-постановщик – Борис Анушин 
Хореограф-постановщик – Сергей Грицай
Вальс из 2-го действия в хореографии Галины Шаховской
Хормейстеры – Валерия Навротская, Ольга Сафронова
Ассистент хореографа – Владимир Шачнев
Действие первое. В доме Айзенштайна

Под окном дома влюбленный в Розалинду студент Альфред поет серенаду. Но его слышит лишь горничная Адель, которая своим смехом разочаровывает влюбленного. Входит Розалинда. Адель делает грустное лицо. Сегодня вечером ей необходимо отлучиться.

Появляется разъяренный Айзенштайн. Из-за бездарности адвоката Блиндта он проиграл судебный процесс и теперь должен провести восемь дней в тюрьме. Адель докладывает о приходе адвоката. Розалинда собирает супруга в тюрьму. Приходит друг Айзенштайна, директор театра Фальк. Он приглашает Айзенштайна на бал к князю Орловскому. Там будет весело. Розалинде он предлагает сказать, что Айзенштайн идет в тюрьму, а на самом деле в тюрьму поехать утром  после бала. Айзенштайн соглашается. С притворной грустью он прощается с женой и уходит. Вслед за ним уходит и Адель.

Розалинда остается в доме одна. Внезапно появляется Альфред. Он пришел, чтобы еще раз сказать о своей любви. В разгар объяснения приходит директор тюрьмы Франк. Он приехал, чтобы забрать Айзенштайна в тюрьму. Увидев Розалинду наедине с Альфредом, он принимает последнего за Айзенштайна. Чтобы не скомпрометировать Розалинду, Альфред признает себя Айзенштайном и вместе с Франком отправляется в тюрьму.

Действие второе. Зал во дворце князя Орловского

Гости поют и танцуют. Появляется незнакомка в костюме Летучей мыши. Это Розалинда. Она возмущена, когда ей представляют Айзенштайна, Франка и Адель под вымышленными именами, но не показывает этого. Айзенштайн признается прекрасной незнакомке в любви. Розалинда отказывается снять маску, заявив, что он узнает ее по своим часам, которые она забирает у Айзенштайна на память.

Айзенштайн в восторге от нового любовного приключения. Тем временем бал подходит к концу. Гости поют общую песню.

В тюрьме


Покой дежурного по тюрьме нарушает Альфред, который в своей камере поет арии. Наступает утро. Возвращается Франк, который спрашивает дежурного о том, как прошла ночь в тюрьме. Приезжает Айзенштайн.

В тюрьму прибывает адвокат Блинд. Дежурный выпускает из камеры Альфреда. Появляется Розалинда. Между нею и Айзенштайном происходит бурная сцена. Айзенштайн требует объяснить, каким образом Альфред оказался в тюрьме под его именем. В ответ Розалинда показывает мужу его собственные часы, которые он подарил таинственной незнакомке.

Айзенштайн уличен в неверности. Появляются князь Орловский и Фальк. Орловский обещает способствовать поступлению Адели на сцену. Розалинда прощает мужа. Все поют финальную песню.
 «Летучая мышь»: снова в полете
Наталья ЭСКИНА
«Самарская газета» 01.12.2011

В оперном состоялась премьера «Летучей мыши»
Данила ТЕЛЕГИН
Портал Samara24   29.11.2011

На обновленной сцене Самарского оперного театра продолжается стремительное восстановление традиционного репертуара
Валерий ИВАНОВ
«Самарские известия» 29.11.2011

Галина Тарасова: «В нашей «Летучей мыши» даже тюрьма веселая»
Иван ПЕТРОВ, Андрей ЦЕДРИК
«Волжская коммуна» 15.11.2011

Полет нормальный
Данила ТЕЛЕГИН
«Волжская коммуна» 28.11.2011

Питерская мышь
Мария КОЛЕСНИКОВА
«Волжская коммуна» 01.09.2011
Генрих Айзенштайн
Розалинда, его жена
Адель, их горничная
Альфред
Фальк, директор театра
Блинд, адвокат
Орловский, князь
Франк, директор тюрьмы
Дежурный по тюрьме
Лесничий
Громовержец
Гости на балу
Написать нам